На петербургский рынок онлайн-доставки вышел новый крупный игрок
Онлайн-ретейлер «Утконос», принадлежащий российскому миллиардеру Алексею Мордашову, вышел на петербургский рынок доставки. Как рассказал генеральный директор «Утконоса» Дэнни Перекальски на пресс-конференции, компания запустила в Петербурге собственный фулфилмент-центр (центр, где хранятся товары и собираются интернет-заказы), и до конца года планирует вдвое расширить ассортимент товаров — с 15,8 тыс. до 30 тыс.
«Даже близко ни у кого нет»
Фулфилмент-центр «Утконоса» площадью 9,5 тыс. кв. м. расположен на территории логистического терминала «Кубинская», который компания арендовала летом 2020 года. Его мощности позволяют обрабатывать 10 тыс. заказов в день. Инвестиции в проект составили 250 млн руб. Сейчас на складе задействовано 70 специалистов, до конца года компания планирует расширить штата до 400 человек.
Сервис доставки от «Утконоса» уже запущен. Петербуржцы, живущие в пределах КАД, могут сделать доставку на дом на сумму от 1 тыс. руб., время ожидания доставки составляет три часа. По словам Дэнни Перекальски, компания будет конкурировать с другими сервисами в Петербурге за счёт качества доставки и широты ассортимента — в планах компании увеличить ассортимент товаров до 30 тыс., добавив к имеющемуся ассортименту (продукты, бытовая химия, косметика) книги, спортивные товары, бытовую технику.
Что касается качества доставки, то, как отмечает Перекальски, благодаря собственному фулфилмент-центру компания будет доставлять горожанам заказы с точностью комплектации до 99,9% от изначального заказа. «В России такого показателя даже близко ни у кого нет», — сказал он.
Объединение с «Лентой»
В дальнейших планах онлайн-ретейлера расширить зону доставки за пределы КАД, в том числе в некоторые города Ленобласти. Компания также рассматривает дальнейшие объединение с сетью гипермаркетов «Лента».
«Из-за того, что у нас один отец («Севергрупп» — ред.), мы с «Лентой» в последний год близко взаимодействуем. Мы уже делаем закупки вместе, мы часть IT-решений делаем вместе, часть рекламы покупаем вместе, для онлайн-решений «Лента» использует инфраструктуру из «Утконоса». Делать из этого одну компанию — уже техническая вещь, мы сейчас смотрим, нужно нам это или не нужно», — сказал Дэнни Перекальски.
«Не вижу угрозы»
Сейчас в Петербурге на онлайн-доставку приходится до 3% от розничного оборота продуктов питания, рассказал РБК Петербург сооснователь и управляющий сервиса igooods Григорий Кунис. По его словам, петербургский рынок food-tech ещё далеко не насыщен. «Думаю, что появление любого нового игрока на рынке будет означать расширение самого рынка — приведет к росту числа людей, пользующихся доставкой. Угрозы того, что «Утконос» заберёт часть клиентов igooods, я не вижу», — считает Кунис.
Комментируя заявление «Утконоса» о точности комплектации в 99,9%, Григорий Кунис соглашается, что такого показатели у петербургских сервисов доставки, действительно, нет. «Очевидно, что когда мы говорим о заказе продуктов из гипермаркетов, там такой точности нет. Но этот показатель на самом деле не отражает качество доставки», — добавляет Кунис. Он поясняет, что нередко покупатель заказывает товар определённой марки, а по факту выясняется, что этот товар в гипермаркете — невысокого качества: огурцы на вид несвежие, а срок хранения йогурта подходит к концу. В таком случае компания может предложить клиенту продукты других марок, но качеством выше. «Считается ли это недопоставкой товара клиенту — вопрос открытый», — говорит Кунис.
Уникальная бизнес-модель
Как рассказывает генеральный директор INFOLine Иван Федяков, сейчас на петербургском рынке food-tech представлено три бизнес-модели: когда гипермаркеты осуществляют доставку через собственные онлайн-сервисы (такие сервисы есть у «Окей», «Ленты», «Перекрёстка», «Пятёрочки», «ВкусВилл»), когда сервисы доставки используют ассортимент гипермаркетов (Igooods, «СберМаркет»), и когда сервисы доставки используют ассортимент собственных складов («Самокат», «Яндекс.Лавка»). «Бизнес-модель «Утконоса» относится к третьей категории, и она уникальна тем, что сейчас все игроки в этой категории работают с экспресс-доставкой. То есть для них важна скорость доставки, а не ассортимент. При этом ассортимент доставки «Утконоса» значительно шире, чем у других представителей данной модели — это настоящий онлайн-гипермаркет», — комментирует эксперт.
Федяков отмечает, что выбранная «Утконосом» модель потенциально успешна, так как в Петербурге уже сформирована культура онлайн-закупок впрок, благодаря ранее запущенному сервису igooods. «Сейчас уже сотни тысяч петербуржцев покупают продукты через интернет, чтобы избежать походов в гипермаркет. Но отмечу, что «Утконосу» на фоне конкурентов будет не просто захватить рынок», — заключил он.
По оценкам эксперта, петербургский рынок food-tech по итогам 2020 года вырастет в три раза.
Справка:
По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», компания ООО «Новый импульс — 50» (юридическое лицо «Утконоса») последние пять лет несет убытки. 2019 год компания закончила с убытком в 2,9 млрд руб., при этом выручка от продаж в этот год составила 8,8 млрд руб. ООО «Новый импульс — 50» принадлежит компании ООО «Севергрупп», основным акционером которой (доля в установом капитале 97,5%) является Алексей Мордашов.