Эксперты: Финансовый кризис может привести к переделу собственности в портовом бизнесе
Финансовый кризис может привести к переделу собственности в портах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К такому выводу приходят специалисты в данной области.
По мнению директора центра стратегических разработок "Северо-Запад" Владимира Княгинина, экономическая ситуация и нехватка финансирования приведет к тому, что небольшие компании вынуждены будут уйти с рынка, продав активы более крупным. Это приведет к консолидации собственности в портах.
Кроме того, низкая доступность кредитных средств приведет к тому, что компаниям придется пересмотреть свои инвестпрограммы, заморозив реализацию части проектов.
"Некоторые амбициозные проекты придется притормозить. Если есть возможность не строить новый причал, то и не надо его строить, сосредоточившись на повышении производительности труда на уже существующих мощностях", - считает В.Княгинин. По его мнению, кризис ударит, прежде всего, по рынку грузоперевозок нефти, руды, контейнеров и угля, то есть по ключевым для для этой сферы видам деятельности.
В то же время, по мнению заместителя председателя комитета по транспортно-транзитной политике администрации Петербурга Владимира Родионова, такие выводы являются спорными.
"Эти прогнозы делаются исходя из ситуации, сложившейся на данный момент из-за кризиса, однако нужно принимать во внимание и те меры, которые предпринимает правительство РФ и мировое сообщество по его преодолению", - отметил чиновник, комментируя мнение В.Княгинина. Тем не менее, В.Родионов согласился с тем, что экономическая ситуация будет способствовать консолидации активов в портах.
Одной из главных задач для компаний транспортного сектора в условиях финансового кризиса является сохранение объемов бизнеса, несмотря на ужесточение конкуренции, а также прогнозируемый спад в некоторых сегментах (например, автомобильной логистики, импорта в контейнерах) и усиление коррупции как следствия борьбы за получение заказа и обеспечение доступа к бюджетным средствам, считает генеральный директор ОАО "Совфрахт" Дмитрий Пурим.
По его оценке, наилучшие шансы решить задачу сохранения объемов и выжить имеют сервисные компании с диверсифицированным набором активов и услуг, имеющие собственный подвижной состав и объекты транспортно-портовой инфраструктуры.
Более того, для таких компаний кризис может стать хорошим импульсом для развития: открываются возможности получения новых клиентов и партнеров, поиска новых форм взаимоотношений с ними, складываются благоприятные условия для приобретения по разумным ценам конкурентов и активов – как в России, так и за рубежом.
"Терминальный бизнес интегрирован в мировую экономику, поэтому вероятность того, что кризис скажется на отрасли, существует", - сообщили в пресс-службе "Национальной контейнерной компании" (НКК).
"Россия – это, прежде всего, импортный рынок. Импорт контейнеров в два раза превышает экспорт, при этом, большую часть импорта составляют товары народного потребления, поставки которых напрямую зависят от покупательной способности населения России. Поэтому, если кризис на финансовом рынке повлияет на структуру расходов конечных потребителей товаров, это в конечном итоге может сказаться и на объемах контейнерного грузооборота", - рассказали в НКК.
"Опыт 1998г. показывает, что с ослаблением рубля и снижением импорта напрямую связан бурный рост экспорта, в том числе, экспорта контейнерных грузов. Пока кризис не столь ощутимо отразился на отрасли контейнерных перевозок, чтобы говорить об отмене каких-либо проектов. Что касается грузооборота, то по итогам октября темпы роста действительно несколько снизились, но в целом положительная динамика по сравнению с прошлым годом сохраняется, поэтому прогнозные цифры 2008г. будут незначительно отличаться от фактических. Позитивным моментом в этой ситуации является и то, что в России избытка терминальных мощностей в ближайшее время не будет", - пояснили в контейнерной компании.
Отметим, что на днях в стратегически важном порту Усть-Луга Ленинградской области состоялось совещание по вопросам реализации мероприятий по развитию порта в 2008 году, в ходе которого заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин заявил, что кризис не коснется финансирования объектов федеральной собственности в гавани.
В то же время, как сообщили в пресс-службе "Компании "Усть-Луга", реализующей проект создания и развития данного порта, кризис приводит к определенным осложнениям: финансирование в условиях дефицита ликвидности готовы предоставлять лишь крупные международные структуры по схеме долгосрочного проектного финансирования, в то время как ситуация с получением краткосрочных кредитов осложняется. Напомним, что в связи с этим "Компания "Усть-Луга" рассчитывает в ближайшее время получить девятилетний кредит Евразийского банка развития в объеме 100 млн долл.
В то же время, если говорить не о грузоперевозках, а о перевозке пассажиров морским транспортом, то здесь, по мнению вице-президента Российского союза туриндустрии Сергея Корнеева, финансовый кризис может даже способствовать увеличению оборота круизного туристического бизнеса Санкт-Петербурга и Балтийского региона в целом.
По его словам, сложившаяся ситуация оказывает влияние на перераспределение мировых туристических потоков, при этом города Балтийского региона и особенно Петербург имеют преимущество перед другими точками.
"Балтийский регион сейчас выглядит как один из самых безопасных и стабильных в мире", - пояснил эксперт. Более того, в условиях кризиса европейцы предпочтут отправляться в путешествие в более близкие им территориально регионы, отказавших от дальних и дорогих поездок. Балтийский регион в этой связи окажется для них наиболее привлекательным.
Одновременно российские туристы могут предпочесть сэкономить на поездках в зарубежные страны и вместо этого посетить Петербург, как наиболее туристически привлекательный российский город, а заодно и другие города Балтики в ходе круиза.
Для того, чтобы заработать на кризисе, необходимо, впрочем, принять ряд мер. По мнению С.Корнеева, нужно, в частности, инициировать единую рекламную кампанию всех портовых городов Балтийского региона для привлечения круизных туристов и добиться приемлемых унифицированных цен на соответствующие услуги.
По прогнозам экспертов, прямой доход Петербурга от туризма в 2008г. составит порядка 500 млн евро, к которым следует также добавить доходы от обслуживания круизных судов.