Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Фигуранты дела «Нового величия» и протестов в Москве поженились в СИЗО Общество, 13:55 Экс-полковник СК заявил о давлении от ФСБ для оговора Бастрыкина Общество, 13:54 Экс-глава Челябинской области назвал новость об уголовном деле фейком Политика, 13:49 Борис Дубровский — РБК: «Я никуда не эмигрировал, я — гражданин России» Политика, 13:48 В Польше назвали растущую мощь России вызовом для НАТО Политика, 13:40 Перепутавшему Латвию с Литвой сотруднику офиса Зеленского подарили атлас Политика, 13:35 Как получить машину в лизинг. Инструкция Партнерский материал, 13:35 Лукашенко объяснил задержание россиянки Богачевой в Минске Политика, 13:29 Глава СПЧ Михаил Федотов покинет свой пост Общество, 13:15 Сотрудник ФБК Шаведдинов сообщил о втором за неделю задержании Общество, 13:11 Лекарство от стагнации: обзор фармрынка от рейтингового агентства НКР Pro, 13:10 Генпрокуратура начала проверку «Победы» из-за поднятия цен на билеты Общество, 13:10 СМИ узнали об интересе к Артему Дзюбе со стороны миланского «Интера» Спорт, 13:08 Минтранс заявил о планах развивать беспилотное метро Технологии и медиа, 13:08
С.-Петербург ,  
0 
В Петербурге откроется 150 новых магазинов «для богатых и бедных»
Фото: Роман Пименов/Интерпресс

До конца года в Петербурге откроется не менее 150 новых продовольственных магазинов. Как выяснил РБК Петербург, быстрее остальных на этом рынке развиваются очень дорогие сети и очень дешевые. Поляризация идет вслед за вымыванием среднего класса, объясняют эксперты. Чего точно не появится в этом году, так это новых гипермаркетов — формат достиг апогея своего развития еще в прошлом году.

Между богатыми и бедными

Брокеры сообщают, что наиболее активны сейчас в поиске помещений «Интерторг» (сеть супермаркетов SPAR), «ВкусВилл», «Лэнд», «Магнит» и «Дикси». По данным пресс-службы «Интерторга», до конца 2019 года ретейлер откроет около 30 магазинов в Петербурге, Ленинградской области и Карелии. Сейчас сеть насчитывает 251 универсам «Народная 7Я семья» и 185 магазинов SPAR. Одновременно компания закрыла часть нерентабельных магазинов.

Московская сеть «ВкусВилл», которая вышла в Петербург в прошлом году, объявляла о планах расширить сеть на 200 объектов и очень быстро стала их претворять в жизнь: за последние полгода компания запустила около 40 магазинов. В ближайшее время компания готовится к открытию еще 26 объектов. «ВкусВилл» и «Дикси» рассматривают помещения для розницы, в том числе в новых жилых кварталах, а PRISMA проявляет интерес к локациям внутри исторического центра, говорит Ольга Кожевникова, руководитель отдела торговой недвижимости компании IPG.Estate.

Ускорила развитие сеть жестких дискаунтеров «Светофор», которая вышла в Петербург три года назад. По данным брокеров, в ее планах — запуск около 50 новых магазинов в Петербурге и Ленобласти. Сейчас здесь работают 12 магазинов-складов.

Как сообщили в компании «Магнит», Ленинградская область и Санкт-Петербург — одни из приоритетных регионов для развития компании. Сегодня в регионе открыто около 360 магазинов всех форматов («у дома», «дрогери», аптеки, супермаркеты и «Магнит Опт»). Планы по развитию в компании не раскрывают. Согласно утвержденной стратегии развития, сетевой ретейлер «Магнит» планирует увеличить долю занимаемого рынка до 15% к 2023 году по всей России, в том числе в Санкт-Петербурге, говорит Ольга Кожевникова. В Петербурге доля сети «Магнит», по данным УФАС по Петербургу, в 2018 году составила 5,14%.

«Одновременная активизация сетей в сегменте «средний плюс» и в самом низком ценовом сегменте не случайна — происходит поляризация потребительской активности и форматов», — констатирует генеральный директор INFOline Иван Федяков. По данным INFOline, по итогам 2018 года кроме лидеров рынка — Х5 Retail Group и «Магнит» — быстрее всех росла сеть «Светофор»: она открыла более 200 магазинов в стране, нарастив сеть до 965 магазинов. В первом полугодии 2019 года, по данным INFOline, вслед за «Магнитом» и Х5 по количеству открытий снова идут «Светофор» и «ВкусВилл»: обе компании открыли более 100 магазинов.

«К сожалению, мы видим, что вымывается средний класс, на который возлагали так много надежд ретейлеры. Премиальный сегмент стабилен, чему способствует стабильный доход части населения и плоская шкала налогообложения. Общая же масса населения страны нищает, реальные доходы в первом квартале 2019 года снизились на 2,3%», — рассказывает Иван Федяков. В таких условиях магазины среднего ценового сегмента — в самом уязвимом положении, делает вывод он.

Без гипермаркетов

Компании, в портфеле которых есть гипермаркеты, сообщили РБК Петербург, что до конца года новых открытий этого формата не будет. Так, в пресс-службе «Ленты» говорят, что планов по расширению сети в Петербурге на 2019 год нет. В ноябре планируется открытие «Ленты» на Обводном канале, восстановленной после пожара прошлого года. Это не новый объект, поэтому в плане открытий не учитывается, отметили в пресс-службе компании. Сейчас на территории Петербурга работает 28 гипермаркетов и 21 супермаркет «Ленты».

ГК «О'КЕЙ», под управлением которой — 23 гипермаркета в Петербурге, в ближайшем будущем сосредоточится на реновации существующих магазинов. Поиск мест для новых гипермаркетов компания начнет после завершения этого процесса, сообщили в пресс-службе ГК «О'КЕЙ».

Лидер российской продовольственной розницы Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») по итогам прошлого года потерял право на расширение своих брендов в Петербурге. Кроме того, ретейлер недавно сообщил о том, что часть гипермаркета (непродовольственный ассортимент) будет сдавать сети Hoff, чтобы повысить эффективность формата. Аналогичные переговоры с Hoff ведет и «О'КЕЙ».

Наконец, сеть PRISMA, в портфеле которой два гипермаркета, сообщила, что не планирует развивать этот формат и сфокусирована на открытии супермаркетов, а также активно ищет места для мини-маркетов. До конца 2019 года компания планирует запустить два-три новых магазина (первый из них будет открыт на этой неделе в универмаге «У Красного моста»). Следующее открытие намечено на октябрь: в «Кировском универмаге» возле станции метро «Нарвская». Сейчас в Петербурге с учетом нового супермаркета PRISMA «У Красного моста» — 14 магазинов. «В прошлом году мы поставили цель вдвое увеличить нашу представленность в городе за 4 года, таким образом, мы рассчитываем иметь порядка 26 магазинов PRISMA», — рассказал генеральный директор сети финских супермаркетов PRISMA Ярмо Паавилайнен.

Пик развития прошел

«Еще два-три года назад мы говорили о стагнации формата гипермаркета, сейчас ситуация достигла апогея», — комментирует Иван Федяков. Как следует из данных INFOline, в 2018 году в России насчитывалось 1168 гипермаркетов общей площадью 6 млн кв. м. «Дальнейшего роста этих показателей мы не увидим, напротив, за счет переформатирований и развития иных форматов доля гипермаркетов будет сокращаться, хотя массовых закрытий не будет», — прогнозирует эксперт.

Он называет два главных недостатка формата: большую долю непродовольственного ассортимента, который продается «из рук вон плохо, так как потребители экономят», и ожесточенную конкуренцию продовольственного ассортимента с магазинами шаговой доступности. Его слова подтверждают в пресс-службе «Ленты»: «На протяжении последних нескольких лет располагаемые доходы населения снижаются, покупатели стремятся экономить семейный бюджет. Бурное развитие магазинов у дома и повышение промо-активности в этом и всех остальных форматах привели к смещению покупательских предпочтений с конкретных торговых марок на промо-предложения и скидки».

Ярмо Паавилайнен добавляет, что рынок Санкт-Петербурга определенно — один из самых насыщенных по количеству представленных сетевых и несетевых продуктовых магазинов России и, скорее всего, всей Европы.

Нет мест

Конкуренция ужесточается и на рынке недвижимости. «Рынок перенасыщен и качественные свободные площади для открытия магазина в центре города или в жилых районах с плотной застройкой найти все сложнее, особенно если речь идет об объектах размером более 1 тыс. кв. м», — говорит Юлия Чернышева, руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге. По ее словам, отсутствие подходящих помещений было одним из факторов, который не дал выйти в Петербург сети Billa. В ближайшей перспективе в JLL ожидают ротацию действующих операторов, а также размещение в новых объектах: бизнес-центрах и жилых комплексах.

Частично проблема поиска мест решается за счет ухода давних участников рынка. Так, например холдинг «Продовольственная биржа», доля которого на рынке составляла 2,7% в 2018 году, проходит через процедуру банкротства и большинство его магазинов под вывесками «Полушка», «Лайм» и «Всенародный» закрываются. Их помещения занимают конкуренты. Так, в этом году ТД «Интерторг» приобрел право аренды на 13 объектов сети «Полушка», годом ранее — на 25 объектов сети «Нетто».

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК