В Петербурге создали необычную систему зарядки электромобилей
Сотрудники «Нового физтеха» Университета ИТМО (Физический факультет) в партнерстве с производителем зарядных станций «Яблочков» разработали систему беспроводной зарядки электротранспорта. Как сообщает пресс-служба института, такая зарядка позволит быстро заряжать электрокары и электробусы. Сами ученые утверждают, что их беспроводная зарядка стала первым подобным изобретением в России.
Зарядка при парковке
Как рассказывают в пресс-службе ИТМО, система беспроводной зарядки работает на методе магнитной резонансной связи передатчика и приемника. «Для демонстрации работоспособности технологии ученые разработали опытный образец, который сейчас передает мощность 11 кВт на расстояние до 300 мм, эффективность зарядки достигает 95%», — говорится в сообщении ИТМО.
Внешне образец напоминает две компактные коробочки, между которыми формируется ближнее магнитное поле, необходимое для передачи энергии. По словам инженера «Нового физтеха» ИТМО Георгия Баранова, первая коробочка (приемник) монтируется на днище электромобиля при производстве, вторая (передатчик) — размещается под дорожным покрытием. «Через воздушный промежуток между ними будет передаваться энергия для питания аккумулятора. На практике же это означает, что будет достаточно припарковать автомобиль над передающей магнитной системой (например, на зарядной станции или парковке), и он начнет автоматически заряжаться», — говорит Баранов.
В ближайшие полгода исследователи ИТМО вместе со специалистами компании «Яблочков» планируют оптимизировать устройство и увеличить его мощность до 50 кВт, добавляют в пресс-службе института. Далее ученые намерены разработать полноценную зарядную станцию мощностью 300 кВт. Как считают в ИТМО, это позволит за 30 минут заряжать электробусы или автономные погрузчики, используемые в портах или на предприятиях.
Кто ещё разрабатывает беспроводные зарядки
В мире уже есть проекты по внедрению беспроводных зарядок для электротранспорта в городскую инфраструктуру. Например, в Детройте израильская компания Electreon строит первую в США дорогу с возможностью беспроводной зарядки электромобилей. Зарядка будет происходить за счет наличия подземной сети катушек, которые подключаются к энергосистеме. Длина дороги с зарядкой составит примерно одну милю (1,6 км). В конце декабря 2022 года Государственная сеть скоростных автомагистралей Германии анонсировала установку в дорожном полотне индукционной системы зарядки электромобилей. Предполагается, что первыми её будут тестировать водители городских автобусов.
Как пишет портал VC со ссылкой на экспертизу SAE (Американское общество автомобильных инженеров), помимо того, что беспроводные зарядки удобны в использовании — они обеспечивают непрерывную работу транспортных средств, без необходимости останавливаться и подключаться к зарядной станции. Их внедрение в городскую среду может быть экономически выгодным для предприятий, у которых — целые автопарки электрокаров. Беспроводные зарядки помогут им избежать ненужных простоев и сведут зарядку электромобилей к вождению по дороге или парковке в нужном месте.
Бум на рынке ЭЗС
Что касается Петербурга и Ленобласти, то здесь пока активно развиваются обычные электрозаправочные станции (ЭЗС). В частности, РБК Петербург писал об открытии в области трёх ЭЗС «Газпромнефти». Все они — «сверх-быстрые», мощностью 150 кВт, и способны полностью зарядить электромобиль за 20 — 30 минут, в зависимости от типа аккумуляторной батареи.
«Мы видим большой потенциал в развитии рынка электротранспорта, который будет расти за счет расширения модельного ряда, доступности электромобилей и развития зарядной инфраструктуры. Наша команда разрабатывает планы развития на рынке электроинфраструктуры и услуг для электротранспорта, в частности, в Москве, Санкт-Петербурге и на крупных трассах», — говорил начальник Департамента развития бизнеса ПАО «Газпром нефть» Виталий Ползик. До этого «быструю» ЭЗС, мощностью 50 кВт, ввело в эксплуатацию ПАО «Силовые машины».
Активизацию рынка ЭЗС эксперты объясняют двумя обстоятельствами. Первое — принятие правительством РФ «Концепции развития электротранспорта в России до 2030 г.», предусматривающей серьезные преференции для всех участников рынка. Второе — сокращение заказов машиностроителям по их традиционной деятельности в связи с международными санкциями.
Повтор публикации от 07.02.2023