Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Долгожданная реформа обернулась переделом петербургского рынка

ФАС согласилась с недопуском на торги по вывозу мусора одного из крупнейших петербургских перевозчиков
Фото: Ковалев Петр/PhotoXPress.ru
Фото: Ковалев Петр/PhotoXPress.ru

ФАС России признала необоснованными две жалобы «Автопарка № 6 «Спецтранс» (один из крупнейших перевозчиков мусора в Петербурге, с долей рынка 42%) на решение петербургского мусорного регоператора «Невский экологический оператор» (НЭО) не допустить компанию к торгам на заключение контрактов по вывозу мусора. Основаниям для отказа в допуске стало отсутствие у «Спецтранса» решения собрания акционеров одобрить заключение контракта с НЭО.

Мотивировка решения ФАС пока не сформулирована, но судя по всему, ведомство согласилось с аргументами НЭО. «Спецтранс» намерен оспаривать решение ФАС в суде. По мнению экспертов, хотя и произошел передел рынка, но особых угроз для его функционирования они не видят.

Разошлись во мнениях

«Учитывая важность предстоящей работы, мы не можем пойти на риск того, что акционеры победившей компании в какой-то момент выразят несогласие с данной сделкой и расторгнут ее, на что они имеют право», — объяснила РБК Петербург позицию своей компании руководитель пресс-службы НЭО Дина Койрес.

Генеральный директор «Автопарка № 6 «Спецтранс» Сергей Глухов с такой аргументацией не согласен. Ссылаясь на закон о контрактной системе, он напомнил РБК Петербург, что заявитель обязан предоставить решение общего собрания акционеров об одобрении крупной сделки при совпадении двух обстоятельств: цена сделки составляет более 50% балансовой стоимости активов общества и в случае, если сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества.

Первое условие в данном случае имеет место — стоимость активов «Автопарка № 6 «Спецтранс» на 30 сентября 2021 года составляла около 547 млн руб., при том, что цена сделки превышает 3 млрд рублей. Но второе условие — нет. «В нашем случае сделка не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности общества, в связи с чем одобрение сделки общим собранием акционеров — это право, а не обязанность», — утверждает он. На вопрос РБК Петербург, почему компания не пошла навстречу желанию НЭО подстраховаться решением акционеров, Сергей Глухов ответил, что, во-первых, у «Автопарка № 6 «Спецтранс» около 300 акционеров, что крайне затрудняет проведение собрания в короткие сроки. Во-вторых, закон об акционерных обществах предусматривает, что в решении собрания об одобрении крупной сделки должны быть указаны лица, цена, предмет, иные существенные условия сделки, а до момента опубликования извещения о проведении электронного аукциона, заявитель не мог знать эти условия. До сих пор у «Автопарка № 6 «Спецтранс» такой проблемы не возникало, поскольку суммы его контрактов на вывоз мусора не превышали стоимости активов.

Что касается риска последующего расторжения контракта акционерами, которого опасается НЭО, то Сергей Глухов замечает: «С точки зрения закона, сделка не выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, вследствие чего у акционеров отсутствует перспектива ее судебного оспаривания». Внесудебное расторжение контракта невозможно, поскольку акционеры не имеют права вмешиваться в хозяйственную деятельность общества. На основании этих доводов «Автопарк № 6 «Спецтранс» намерен оспаривать решение ФАС в суде.

Взлет «Эко Лэнда»

На данный момент аукцион считается состоявшимся — и один из двух крупных контрактов на вывоз мусора, на которые претендовал «Автопарк № 6 «Спецтранс», получила компания «Эко Лэнд» (второй достался крупнейшему перевозчику «Автопарк № 1 «Спецтранс»). Судя по информации сайта госзакупок, её цена (3,537 млрд руб.) была выше, чем у «Автопарк № 6 «Спецтранс» (3,519 млрд руб.). По данным самой компании, сейчас она вывозит около 350 тыс. куб. м мусора в месяц в 11 районах Петербурга и Ленобласти. В течение 2022 года ей нужно будет вывезти почти на 50% больше — 6 млн куб. м отходов из Калининского, Красногвардейского, Петроградского, Приморского, Выборгского, а также части Невского и Центрального районов города.

Эксперты считают, что «Эко Лэнду» может не хватить мощностей и персонала для исполнения контракта и компании придется нанять субподрядчиков. Это признал в разговоре с «Ведомостями» и директор по развитию «Эко Лэнд» Александр Попов. Таким субподрядчиком, по мнению Дины Койрес, в принципе может выступить проигравший торги «Автопарк № 6 «Спецтранс», что позволит более 600 сотрудникам компании продолжить работу.

Как сообщили в «Эко Лэнде», сейчас в распоряжении компании есть более 100 единиц техники, от небольших пухтовозов до больших автопрессов. Это существенно меньше, чем у «Автопарка № 6» (170 единиц). К тому же «Эко Лэнду» придется еще и увеличить штат. По данным «Спарка», у «Эко Лэнда» в середине ноября было всего 73 сотрудника (у «Автопарка № 6» — 618 человек).

«В силу своего опыта я достоверно могу утверждать, что ни один перевозчик не в состоянии подготовиться к выходу на столь большую территорию за оставшийся месяц», — утверждает Сергей Глухов, чья компания до сих пор вывозила более 3,5 млн куб. м (около 500 тыс. тонн) отходов, что по данным Управления ФАС по Петербургу, составляет около 42% всего петербургского мусора.

Угрозы нет

Хотя на рынке перевозки мусора очевидно произошел передел, опрошенные РБК Петербург эксперты особой угрозы дестабилизации пока не видят. Генеральный директор юридической компании «Дельфи», член Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева обращает внимание на два обстоятельства. Во-первых, все контракты, кроме одного, НЭО заключает только на год. Такую осторожность эксперт приветствует и объясняет желанием посмотреть, как победившие на аукционе компании справятся с заданиями. Единственный контракт на 3 года заключается с давно проверенной, крупнейшей петербургской компанией «Автопарк № 1 «Спецтранс», в отношении надежности которой сомнений, очевидно, нет. Во-вторых, петербургский рынок довольно конкурентный, монополизма на нём по большому счёту нет. Это позволяет победителям аукциона нанять при необходимости субподрядчиков.

Хотя статус субподрядчика может казаться менее вариативным в части принятия решений, чем у генподрядчика, но с финансовой точки зрения в компании «ПКФ «Петро-Васт», например, особой разницы не видят — особенно при годичных контрактах. Так что «Автопарк № 6 «Спецтранс» вряд ли много потеряет, нанявшись субподрядчиком к победителям аукциона. А спрос на субподрядчиков есть — как стало известно РБК Петербург, некоторые из победителей (просили их не называть) уже начали переговоры на эту тему.

Что касается «Эко Лэнда», которой в больше степени, чем, например «Спецтрансу 1», нужны субподрядчики, то Наталья Беляева вполне оптимистично относится к ее способности выполнить контракт. «Это компания не новичок, у неё есть свой автопарк, которым она уже сегодня обеспечивает вывоз отходов на нескольких территориях города. К тому же, у нее есть три высокотехнологичных сортировочных комплекса (мощностью 1000 тонн в сутки), что важно, ввиду основной задачи мусорной реформы увеличить долю переработки отходов», — заявила эксперт РБК Петербург.

Впрочем, генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие» Владислав Воронков опасается, что у «Эко Лэнда» нет достаточного количества специализированных мусоровозов для дворов-колодцев и для особых контейнеров для мусоропроводов. А это чревато срывом процесса вывоза мусора из таких домов.

Справка

Итоги четырех электронных аукционов на вывоз и размещение твердых коммунальных отходов «Невский экологический оператор» подвел 22 ноября. Общая сумма контрактов — более 12 млрд руб. Кроме «Эко Лэнда» крупный контракт на 7,1 млрд руб. получило АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» — на вывоз с 1 января 2022 г. по 31 декабря 2024 г. более 4,6 млн куб. м мусора из Адмиралтейского, Василеостровского, Кировского, Красносельского, Московского, Фрунзенского и Центрального районов. Контракт на 847 млн руб. получило ООО «Ресурс АТЭ» — на вывоз в 2022 г. 1,4 млн куб. м ТКО из Пушкинского, Колпинского и части Невского районов города. Четвертый контракт на вывоз в 2022 г. 695 тыс. куб. м из Петродворцового, Курортного и Кронштадтского районов достался ООО «Эковаст» (входит в группу «ПКФ «Петро-Васт»). Компания предложила выполнить его за 532 млн руб.

Повтор публикации от 09.12.2021 

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
Эксперты оценили блокировку Viber в РоссииПолитика, 22:37
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34
В АТОР уточнили слова вице-президента о «воспитании» абхазского бизнесаОбщество, 21:19
FSNN сообщила о прибытии бортов Ил-76 на ХмеймимПолитика, 21:14
Киев раскрыл, куда украинцы потратили «Вовину тысячу»Политика, 20:59
Посланник Трампа по Украине оценил сроки завершения конфликтаПолитика, 20:34
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 20:33
Зурабишвили отказалась покидать дворец президента по истечении срокаПолитика, 20:30