SPAR продает свой бренд петербургским химчисткам и аптекам
Петербургский ретейлер ООО «ТД Интерторг» в июле 2019 года получил от компании SPAR International одобрение на продажу бренда SPAR по договору субфраншизы партнерам из несмежных отраслей, говорится в официальном сообщении компании. Уже достигнуты договоренности с несколькими партнерами из аптечной отрасли, идут переговоры с оператором химчисток. Решение ретейлера логичное, но есть риск того, что ему придется расплачиваться за ошибки партнеров, считают эксперты.
Репутация бренда
По предварительным данным, кроме бренда партнер «ТД Интерторг» получит возможность занять часть площадей действующих магазинов SPAR. Продажа субфраншизы непрофильным игрокам планируется не только в Северо-Западном регионе, но и в Москве и Московской области. Условия покупки субфраншизы рассматриваются индивидуально. В 2019 году к запуску планируются семь аптек и шесть химчисток в Петербурге, в 2020 году — еще 15-20 аптек.
Франчайзинговых предложений аптек в России очень мало, говорит руководитель каталога franshiza.ru Анна Рождественская. По ее данным, паушальный взнос за право работать под брендом варьируется от 49 тыс. до 200 тыс. руб., а инвестиции в открытие в среднем составляют 2-3 млн руб. Открытие пункта приема химчистки по франшизе обычно обходится до 500 тыс. руб., но требует либо организации собственного производственного процесса и логистики (и больших инвестиций), либо партнерства с существующими (и множества проверок контрагента со стороны держателя бренда).
В компании своими преимуществами называют репутацию узнаваемого бренда и доверие клиентов. «Все это делает путь к прибыльности и развитию предприятия гораздо проще, быстрее и увереннее», — говорит руководитель отдела субаренды ООО «ТД Интерторг» Полина Тишина.
Выгодный симбиоз
«Схема партнерства ретейлера и оператора сферы услуг хорошо известна на рынке. Ретейлер пытается «выжать» максимум из квадратного метра, добавляя смежные услуги. Потребителю же, по большому счету, безразлично, какая аптека внутри магазина. По сути, в данном случае речь идет о продаже права на размещение в магазине SPAR», — говорит управляющий директор агентства Brandlab Александр Еременко.
«Если, помимо бренда, «ТД Интерторг» будет передавать партнерам часть своих площадей, то это вполне укладывается в общую тенденцию рынка, когда торговая сеть находит постоянного партнера среди аптек», — согласен с ним директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. Он напоминает, что подобные аптеки есть у сети SPAR в Туле.
Однако Анна Рождественская считает, что в данном случае речь идет о получении не только дохода от новых направлений, но и дополнительной лояльности покупателей. Она напоминает, что SPAR имеет огромный опыт внедрения разных форматов в других странах. Например, в Ирландии SPAR плотно сотрудничает с сетью химчисток.
Расплата за ошибки
Основным риском эксперты называют потерю контроля над партнером. «Все его ошибки отразятся на репутации магазина», — отмечает Николай Беспалов. Гораздо больше ретейлер рискует, если химчистки и аптеки начнут открываться самостоятельно, за пределами магазина SPAR, считает Александр Еременко: «Если бренд SPAR появится на вывесках арендаторов, то это сомнительный шаг, чреватый для ретейлера имиджевыми потерями: в случае недовольства услугами химчистки, потребитель перенесет негатив на всю сеть».
Николай Беспалов также отмечает, что желание аптеки заработать на трафике торговой сети понятно, однако нужно учитывать, что, как правило, ассортимент в таких аптечных пунктах меньше, чем в стандартных, а выручка — средняя или ниже средней по рынку.
Справка
ООО «ТД Интерторг» купил эксклюзивную бессрочную франшизу на развитие сети SPAR на Северо-Западе у нидерландской SPAR International в 2011 году, а в 2015 приобрел неисключительную бессрочную лицензию на деятельность в пределах Москвы и Московской области. Там также развивает сеть SPAR нижегородская компания ООО «Спар Миддл Волга».
Субфраншизу ретейлер начал продавать в этом году. В апреле в Петербурге открылся первый SPAR Express на АЗС «Фаэтон», всего на заправках действует 3 магазина, а к концу 2019 года будет открыто еще 10 супермаркетов SPAR при АЗС.
«ТД Интерторг» управляет сетью из 185 магазинов SPAR в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, республике Карелия, Мурманской, Архангельской областях, в Москве и Московской области и сетью из 251 универсама «Народная 7Я семьЯ». Оборот ООО «ТД «Интерторг» в 2017 году упал на 4% по сравнению с 2016 годом, составив 74,5 млрд руб., согласно данным kartoteka.ru, чистая прибыль упала на 42% — до 1 млрд руб.