В Петербурге измерили радиационный фон на месте утечки отходов
В комитете по природопользованию Петербурга не заметили утечки радиоактивных отходов, которая, по данным СМИ, произошла в Радиевом институте на 2-м Муринском проспекте. При этом чиновники не ответили на вопрос, зачем институт строит саркофаг на этой территории.
Зараженный грунт
Ранее, напомним, «Фонтанка» сообщала о конкурсе, который проводит Радиевый институт имени Хлопина, на «выполнение работ по демонтажу части системы сбора жидких радиоактивных отходов». В середине проектной документации к конкурсу, подготовленной «РАОПРОЕКТ», говорится, что в системе произошла утечка, заражен грунт, все ушло в мощный подземный плывун, писало агентство.
Речь идет об одной из четырех площадок института, расположенной по адресу: 2-й Муринский проспект, 28. На территории стоит несколько корпусов, а также трубопроводы спецканализации, по которой ранее сливались радиоактивные вещества из лабораторий. В 2006 году в одном из корпусов перестали работать с радиоактивными материалами. Однако, как пишут эксперты в проектной документации, еще в 2012 году было выявлено, что на территории имеются радиоактивные загрязнения грунта. Кроме того, предположительно в самой емкости, в которой хранились отходы, нарушена целостность стенок — и внутрь начали поступать грунтовые воды.
В 2013 году было проведено комплексное инженерное и радиационное обследование — оказалось, что радиационная обстановка на территории площадки рядом с железобетонным кольцом с емкостью для жидких отходов «неудовлетворительная».«В настоящее время установлено, что участок загрязнения радиоактивного грунта находится на глубине 2-3 метров под защитным коробом и по крайней мере вдоль трубопровода на расстоянии 1-1,5 метров. Глубже радионуклиды вымываются мощным течением и, возможно, осаждаются в застойных зонах», — цитирует издание заключение экспертов.
Никакой информации о принятых в этой связи мерах в конкурсной документации нет.
Укрытие
В заказе, который размещен на сайте госзакупок (на 48,4 млн рублей), сообщается, что подрядчику предстоит расчистить площадку, возвести защитное сооружение — «укрытие», вывезти отходы и благоустроить территорию. В проектной документации говорится, что в ходе работ надо сделать «максимальную автоматизацию и механизацию процессов», чтобы «обеспечить минимальное облучение для персонала и населения».
В приемной директора института, однако, в разговоре с «Фонтанкой» не подтвердили эту информацию, но комментировать заключение экспертов отказались. РБК Петербург направил запрос в приемную института, а также в институт «РАОПРОЕКТ», который готовил документацию по проекту.
Пробы в норме
Накануне депутат Законодательного собрания Петербурга Надежда Тихонова обратилась в прокуратуру с требованием разобраться в деле. Обеспокоенность высказали также представители движения «Гринпис». А сопредседатель экологической группы «Экозащита!» Владимир Сливяк предположил, что ЧП может представлять опасность для населения. «Если радиоактивные отходы проникли в грунтовые воды, они, естественно, загрязнены». Он напомнил, что рядом с площадкой № 1, c которой плавуном предположительно уносило радиоактивные отходы, находятся две школы, шесть детских садов и жилой район.
Заместитель главы комитета по природопользованию Петербурга Иван Серебрицкий, в свою очередь, сообщил «Фонтанке», что повода для беспокойства нет. «Вопрос радиационного мониторинга находится в ведении федеральных организаций, в первую очередь Минатома. Городские радиометры на улицах Карбышева, 7, и на Профессора Попова, 48, не показали превышений. Пробы, отобранные федералами, тоже в пределах нормы», — сказал чиновник. Вопрос о том, зачем тогда институт решил строить саркофаг-укрытие на месте утечки, он адресовал на федеральный уровень.