Глава Минцифры объяснил, почему он против нового госоргана по контролю IT
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев выступил против ужесточения госрегулирования сферы IT и создания отдельной госструктуры по информационной безопасности. По его мнению, высказанному в Петербурге на деловом завтраке IT-предпринимателей, чем меньше чиновники регулируют новые технологии, тем быстрее идет их развитие. Так он отреагировал на предложение представителей бизнеса создать специальный орган по кибербезопасности.
Бизнес хочет регулирования
Очередная дискуссия на эту тему состоялась в ходе традиционного бизнес-завтрака «Инновационная экономика: от цифры к данным, от технологического суверенитета к технологическому лидерству» в рамках ПМЭФ. Предчувствуя жаркую дискуссию, Максут Шадаев сразу попросил участников: «Мы всегда готовы к дискуссии, готовы к критике. Особенно уважаем тех, кто в галстуках. Но попрошу без мата».
Нецензурная лексика замечена не была. Директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов, вполне вежливо, хоть и с напором, высказался о необходимости ввести качественное госрегулирование ИИ. «Нужна правильная регуляторика — такая, которая стимулирует там, где нужно, и не разрешает — там, где это нужно», — уверен он.
Грамотная регуляторика позволит, по его мнению, не только развивать российские технологии, но и привлекать «самых толковых» специалистов со всего мира. «Потому что есть много мест, где ИИ зажимают. Например, в какой стране ИИ совершит максимальные прорывы в медицине — там, где такие технологии создадут, или там, где их разрешат использовать? Конечно, во втором случае. Если мы будем разрешать максимально использовать технологии там, где это приносит пользу — к нам потянутся все», — считает эксперт.
Председатель совета директоров ООО «СерчИнформ» Лев Матвеев в связи с этим заявил о необходимости создания специальной госструктуры по информационной безопасности — Росинфобезнадзор. «Если бы государство создало центры защиты от инсайдера в регионах, в отраслях, в министерствах это сильно сдвинуло бы проблему информационной безопасности. Это могло бы быть платформенным решением, которое поставляется в дружественные страны. Меня очень обрадовало, когда на днях Герман Греф сказал, что необходимо создать федеральный орган по кибербезопасности. Логично, чтобы такой орган был под Мининформом, поскольку это самое близкое к IT министерство».
Министр против
Максуту Шадаеву идея усилить госрегулирование явно не нравится. «Мы всегда работали по принципу — чем меньше мы вмешиваемся и регулируем, тем быстрее идет развитие. Риск понятен — как только мы начнем регулировать, зайдем на площадку Госдумы, начнем ставить вопросы в виде развилок — не факт, что нам удастся отрегулировать правильно, — признался министр и пояснил причину. — Потому что правильность будет определяться не только соображениями технологического характера. Потому что в Думе присутствуют разные силы, отражающие интересы разных слоев общества. Я биометрию как-то там обсуждал — так еле ушел». На это Александр Крайнов заметил: «Правильное регулирование — это не обязательно наличие законов. Иногда это и отсутствие законов».
Не хочет Максут Шадаев создавать и специальную госструктуру по информационной безопасности. «У нас есть очень хорошая структура. Называется ФСБ. В ее ведении находятся вопросы информационной безопасности. Коллеги отлично справляются. Мы не поддерживаем создание каких-то дополнительных структур», — заявил министр под смех зала.