«Потребитель, возможно, будет покупать две стиральные машины сразу»
При очень высокой степени неопределенности будущего, многие российские предприниматели опираются на позитивные или умеренные сценарии развития событий на их рынках в 2023 году — об этом говорит стабильное состояние рынка труда: компании не торопятся приступать к «кризисным» сокращениям персонала. РБК Петербург спросил петербургских бизнесменов о том, какие основания для оптимизма они видят в своих отраслях, и развития каких трендов ожидают в наступившем году. Руководитель одного из крупнейших в России дистрибутеров компьютерной техники и электроники, группы «Марвел», рассказал о противостоянии с черным рынком и отложенном «цифровом апокалипсисе».
«Позитивных неожиданностей по итогам 2022 года оказалось много. Главная — в том, что всю весну и лето эксперты предсказывали цифровой апокалипсис в России, а он — как минимум откладывается. Возможность блокировки технологий со стороны недружественных стран оказалась преувеличенной, в то время как российская IT-индустрия, наоборот, адаптировалась к ситуации лучше, чем сама от себя ожидала. Вся зависимая от программного обеспечения и «железа» инфраструктура — банки, энергетика, телеком, интернет — как видим, работает, и россияне смотрели новогоднее кино в высоком разрешении на любых устройствах, какие предпочитают.
«Возможность блокировки технологий со стороны недружественных стран оказалась преувеличенной, в то время как российская IT-индустрия, наоборот, адаптировалась к ситуации лучше, чем сама от себя ожидала».
Спрос на бытовую технику и оргтехнику упал гораздо меньше, чем мы все ожидали, за несколькими исключениями — например, больше, чем ожидали, упал спрос на ноутбуки и ПК. Но удивительно — в том хаосе, в который погрузилась международная логистика, сохранилось доверие между корпоративными потребителями и их партнерами-дистрибьюторами. Более того, роль дистрибьюторов стала более значимой, чем в предыдущие годы. Они научились — не легко и не сразу — заниматься финансами и логистикой в новых условиях; обеспечивать платежи, гарантировать сроки поставки и качество техники, в отличие от «черного» рынка. Кто-то из дистрибьюторов упал на 30%, кто-то даже в два раза, но в конечном счете отрасль проявила чудеса изворотливости и адаптивности.
Возвращение упомянутого выше «черного» рынка — одно из главных разочарований года в нашей сфере. Пару десятилетий ушло на то, чтобы товары поступали в Россию преимущественно легально, были обеспечены гарантиями и сервисным обслуживанием — и вот, в условиях параллельного импорта, мы откатились далеко назад. Доступный рынок для дистрибьюторов уменьшается за счет тех, кто предлагает устройства дешевле — условно, продает 200 телефонов Samsung на маркетплейсе или в своем интернет-магазине — не уплачивая государству НДС и не отвечая за товар перед потребителем. В наступившем году перед официальными поставщиками и регулятором должен встать вопрос, как изжить эту порочную практику.
«Пару десятилетий ушло на то, чтобы товары поступали в России преимущественно легально, были обеспечены гарантиями и сервисным обслуживанием — и вот, в условиях параллельного импорта, мы откатились далеко назад».
Доступность техники в стране не снизилась. Хотите 14й iPhone — вы купите его, хотите новый Galaxy Z Fold 4 — он доступен. Хотите ноутбук HP — пожалуйста! Он заметно подорожал, но это ваш выбор — есть аналоги, которые не хуже. Хочу подчеркнуть, что доплата за бренд существовала всегда (ноутбуки HP и раньше стоили дороже, чем, например, Asus), но теперь она стала чувствительнее. Я не видел ни одного человека, который хотел бы купить какое-то определенное устройство, но не смог бы этого сделать. Но при этом есть масса людей, которые говорили: не буду ждать 2 недели и посмотрю, что есть в наличии. Это нельзя считать проблемой с доступностью техники. Наоборот, я считаю, что у потребителя появился дополнительный выбор — добавились ранее не знакомые ему бренды из Китая, Юго-Восточной Азии и даже новые российские марки.
«Доступность техники в стране не снизилась. Я не видел ни одного человека, который хотел бы купить определенное устройство, но не смог бы этого сделать».
Сейчас розничный покупатель может выбирать между стиральной машиной BOSCH и Viomi. Просто если BOSCH сломается, ее ремонт займет около полугода, а Viomi или, например Haier, имеют сервисные центры в России, поэтому такой проблемы нет. Готов ли потребитель сохранять свою приверженность брендам ценой того, чтобы несколько месяцев стирать вручную — или, может, он будет покупать BOSCH и Viomi одновременно — не знаю, время покажет. Я оптимистично верю в здравый смысл и постепенную эволюцию потребительских привычек.
Говоря о прогнозах на наступивший год, хочу сказать — все будет «ф плюсе»: заметно расширилось пространство для нашего собственного бренда F+. И не только для нашего — любой, кто хочет серьезно заниматься развитием производства потребительской электроники в России, сейчас имеет возможность для того, чтобы замещать глобальные бренды и перестать им переплачивать. В корпоративном сегменте следующий год будет определен выбором клиента: привычные и новые продукты будут ему доступны в равной степени».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции
Записала Елена Кром