Петербуржцы ударились в ремонт и шопинг
Результаты новогодней торговли оказались успешными для петербургских ретейлеров: накануне главного зимнего праздника и в дни каникул продажи в онлайн и офлайн магазинах города выросли на 20-150% по сравнению с прошлым годом. Кроме подарков и гаджетов, петербуржцы покупали товары для дома — решив сэкономить на туризме и остаться дома, многие горожане занялись ремонтом.
Прагматичный потребитель
В сегменте баров и ресторанов Петербурга средний чек покупок за 1-8 января 2019 г.составил 1,1 тыс. руб, что на 32% больше уровня прошлого года. Число покупок в барах за тот же период уменьшилось на 25%, следует из данных исследования «Платформа ОФД», крупнейшего оператора фискальных данных России. Продажи в небольших кафе тоже снизились: число покупок сократилось на 1,3%, а средний чек составил 640-650 руб, что на 1,5% ниже уровня прошлого года, добавляют аналитики.
Зато за еду с доставкой петербуржцы отдавали больше — в среднем 2,4 тыс. руб, подсчитал сервис «Яндекс.Деньги», который проанализировал платежи с 1 по 8 января 2019 года на онлайн-площадках, работающих с «Яндекс.Кассой». По наблюдениям экспертов сервиса, в праздники многие горожане предпочли заказать еду через интернет, а не тратить время на ее приготовление.
Петербуржцы стали делать на 8% больше покупок в магазинах у дома, но более дешевых: средний чек покупок составил 230-240 руб., что на 2% ниже прошлогоднего уровня, отмечают в «Платформа ОФД». Зато в супермаркетах росло и количество покупок (на 6%) и средний чек — на 3%, до 360-370 руб. По мнению Екатерины Петровой, директора по маркетингу компании «Платформа ОФД», это свидетельствует о том, что потребитель рационально подходит к своим тратам на продуктовые покупки и походы в заведения общепита.
Новогодние ботинки и украшения
В декабре 2018 года количество заказов на OZON выросло в 1,6 раз по сравнению с прошлым годом, с 8,5 тыс. до 13,5 тыс. заказов в день, указывают в компании. Новогодние покупки в этом году начали делать заранее — украшения и новогодние аксессуары клиенты покупали еще в ноябре, в дни «черной пятницы». В OZON причиной повышенного спроса назвали расширение ассортимента.
На Wildberries в предновогоднюю неделю, с 24 по 31 декабря, покупатели приобрели товаров на сумму 4,6 млрд рублей, что на 84% больше, чем за предновогоднюю неделю в прошлом году (2,5 млрд рублей). Число уникальных покупателей выросло с 1,4 млн человек в декабре 2017 года до 2,9 млн человек в декабре 2018. Чаще всего на Wildberries перед новым годом покупатели заказывали платья, ботинки, костюмы, пуховики и детские товары.
Продажи гаджетов в салонах розничной сети МТС в Санкт-Петербурге в декабре этого года выросли на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этому способствовали программы кэшбек и возможность покупки смартфона по подписке — более 60% смартфонов приобретены с помощью подписок, объясняют в розничной сети.
В праздничные каникулы жители Санкт-Петербурга активно занимались онлайн-шопингом, подтверждают в «Яндекс.Деньги». В топ-5 популярных товаров, которые горожане заказывали через интернет, вошли одежда, обувь и аксессуары (средний чек — 1,3 тыс. руб.), товары для дома (4 тыс. руб.), косметика и парфюмерия (3,3 тыс. руб.), товары для хобби (2,2 тыс. руб.), бытовая техника (4,4 тыс. руб.). Затраты на развлечения — музыку и кино — в интернете у петербуржцев составили 1,62 тыс. руб., на игры — 580 руб., на билеты на концерты, в кино, театры и музеи — 1,53 тыс. руб.
Сидим дома
По данным опроса «Туту.ру», проведенного в декабре, подавляющее большинство россиян — 76% — собирались провести новогодние каникулы дома. Это существенно больше, чем годом ранее, когда каждый второй опрошенный планировал провести каникулы дома. Для торговли это позитивный фактор, который стимулировал рост объема продаж и трафика даже после праздников.
Так, в новогодние каникулы 2018 года на OZON в Санкт-Петербурге делали 4 тыс. заказов в день, в этом году — свыше 8 тыс. заказов. В результате выручка компании за 8 дней января выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самым активным стал последний день каникул — 8 января, когда было сделано 9,8 тыс. заказов. Примерно 20% клиентов сделали 2 и более заказов.
Средний чек OZON на первой неделе января не изменился по сравнению с обычным периодом и составил 2,5 тыс. руб., что доказывает стабильность потребительского поведения в онлайн, уверены в OZON. В компании отмечают, что для офлайн-торговли в этот же период характерно снижение среднего чека. Тем не менее, в торговых комплексах города также говорят о росте трафика на 10-30% в начале января 2019 года по сравнению с началом января 2018 года.
Ушли в глубокий ремонт
Топ востребованных категорий на OZON возглавляют электроника, детские товары, товары для дома, книги, одежда. Пик декабрьских заказов пришелся на третью неделю месяца — в этот период клиенты больше всего покупали товары для дома и новогодние подарки, отмечают в компании.
МТС указывает, что смартфоны средней ценовой категории стали покупать в 1,5 раза чаще, их средняя стоимость составила 17 тыс. руб. В декабре рейтинг самых популярных смартфонов возглавили модели Samsung, в то время как в течение года потребители чаще выбирали Huawei/Honor. Также перед новым годом вырос спрос на носимые гаджеты, в том числе детские часы.
В «220 Вольт» в дни зимних каникул наибольшим спросом пользовались товары для ремонта. «Многие семьи уже традиционно планируют обновление квартир и домов в продолжительные праздники», — говорит Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт». Также покупательский интерес был направлен на технику для уборки снега, добавляет он.
Продажи компании «220 Вольт» в дни каникул выросли на 38% по сравнению с сезоном 2017-2018 года. Алексей Фёдоров связывает всплеск покупательской активности в декабре-январе с тем, что многие компании и госкорпорации выплачивают к праздникам бонусы и «тринадцатую зарплату».