«Китай и Корея не придут»: кто заменит в ТЦ ушедшие бренды?
С начала 2022 года доля свободных площадей в торговых центрах Петербурга выросла в 6,6 раз — за счет ухода с российского рынка крупных зарубежных брендов. Привлечь на замену крупные азиатские бренды из Китая и Кореи пока не удается, зато активными претендентами на вакантные площади стали российские бренды, а также компании из Белоруссии и Казахстана. Самый яркий пример — белорусский бренд Mark Formelle сейчас ведет переговоры с пятью торговыми центрами о открытии новых магазинов в Северной столице.
Рекорд со знаком минус
За 2022 год доля свободных площадей в ключевых торговых центрах Петербурга выросла с 1,9% до 12,6%. «Такой уровень вакансии является рекордным для рынка. В Петербурге такого не было никогда», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева. По ее прогнозам, в следующем году вакансия может вырасти до 14-15% за счет иностранных брендов, которые пока не определились с уходом. Закрытыми в городских ТЦ с марта остаются магазины 23 зарубежных брендов.
«После февральских событий, когда западные компания стали объявлять о своем уходе, было много разговоров о том, что придут азиатские бренды и займут освободившиеся площади. Уже 9 месяцев мы работаем с этими рынками — с корейскими, китайскими, иранскими — и понимаем, что большая часть из них не придет. Есть те, кто придут, но это случится не в ближайший год точно», — уверена Евгения Хакбердиева. По ее оценкам, цикл выхода нового бренда на российский рынок занимает 1,5-2 года. Поэтому большую часть из закрывшихся магазинов займут российские компании. По данным NF Group, магазины крупных форматов подыскивают такие сети как Lime, «Cнежная королева», «Аскона», Melon Fashion Group (MFG владеет брендами ZARINA, Befree, LOVE REPUBLIC и sela и подала заявку на регистрацию новых товарных знаков Idol и Symbl — ред.). Развиваться в ТЦ планируют монобренды локальных дизайнеров Allweneed, 12 Storeez, Anna Pekun, NICE ONE и др.
Ближайшие соседи
Эксперты отмечают интерес к выходу в торговые центры со стороны компаний из стран ближнего зарубежья, в первую очередь из Белоруссии (бренды Milavitsa, Mark Formelle, NELVA и др.) и Казахстана (бренды Coffee BOOM, Kirpi, MARWIN by Meloman и др.).
«Это основные претенденты на малоформатные площадки. У нас много говорят об освободившихся после ухода H&M, Marks & Spencer и других магазинов, которые занимали более 1 тыс. кв. м, но сейчас появилось много свободных площадок по 50-100 кв. м, где сидели международные компании, в этом сегменте есть дефицит. Именно туда хорошо зайдут бренды из Белоруссии и Казахстана. Там есть интересные концепции в ювелирке, аксессуарах и нижнем белье», —считает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.
РБК Петербург направил запросы в головные офисы этих компаний.
Как сообщила руководитель управления розничных продаж в РФ бренда Mark Formelle Светлана Дмитриева, в этом году в Северной столице они открыли сразу шесть магазинов (в ТЦ «Пик», «РИО», «Лондон Молл», «Порт Находка», «Родео Драйв» и «Меркурий» — ред.). «Результат оказался выше всех ожиданий, ценности нашего бренда отозвались и полюбились питерскому покупателю», — говорит она. Особый интерес у аудитории вызывают лимитированные капсульные коллекции (бренд выпускает до 170 таких коллекций в год, одна из которых «MF ленинградит» была посвящена городу).
«Мы видим заинтересованность покупателей, арендаторов, торговых центров и готовы открывать новые магазины. В данный момент мы ведем переговоры с пятью торговыми центрами в Санкт-Петербурге, продолжаем искать новые», — подчеркнула Светлана Дмитриева. Всего же по России белорусская сеть планирует открыть около 50 новых магазинов в 2023 году.
В сети Coffee BOOM (65 кофеен во всех регионах Казахстана и две в Узбекистане) также подтвердили, что готовятся к экспансии. «Мы уже активно работаем на рынке России, и со дня на день открываем уже 2 кофейню в городе Москва, — сообщила директор по развитию сети Coffee BOOM Сауле Тохтыбаева. — Рынок Санкт-Петербурга также представляет для нас стратегический интерес для развития нашего присутствия в России». По ее словам, компания намерена продавать свою франшизу местным партнёрам.
Не уход, а развитие
Одни из немногих зарубежных компаний, которые не только не ушли, но и готовы продолжать развитие в России — это итальянские бренды Terranova, Calliope и United Colors of Benetton. Ранее РБК Петербург подробно писал о запуске в Петербурге магазинов некоторых турецких марок. Активного развития ожидают как от уже представленных в России демократичных брендов Koton, LC Waikiki, Collins, DeFacto, так и новых марок в более высоком ценовом сегменте. «7 брендов уже присутствует и на рынке и еще 22 ведут переговоры о том, чтобы на рынок выходить», — рассказала Евгения Хакбердиева.
Но покупатели могут заметить первые результаты смены арендаторов в торговых центрах только в конце весны следующего года. «В популярных ТЦ, где ранее вакансия была нулевой, а в этом году образовались свободные блоки, сейчас стоит очередь из потенциальных арендаторов. Период, когда новый арендатор подписывает договор аренды и делает ремонт, занимает от 4 до 6 месяцев. В менее популярных торговых центрах поглощение будет медленным, и займет от 12 месяцев до 1,5- 2 лет», — прогнозирует Евгения Хакбердиева. Поэтому эксперты ожидают в следующем году прироста вакансии в ТЦ до 15% и только через год она начнет снижаться.
Повтор публикации от 09.12.2022