Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Санкт-Петербург и область⁠,
0

Диагностика кретинизма: почему снежные бури застают Петербург врасплох?

Диагностика кретинизма: почему снежные бури застают Петербург врасплох?
Сергей Семенов — научный руководитель программы стратегического управления городом Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, 


Внезапно выпавший снег или обильные дожди неизменно становятся причиной коллапса в Петербурге и других российских городах. При этом опыт многих северных стран показывает, что справиться с последствиями снегопада можно и за 20 минут, а если постоянные уборки утомляют, так можно и вовсе сделать дороги «с подогревом». Впрочем, технологическая отсталость — лишь верхушка айсберга. Главная причина снежных коллапсов — несостоятельность системы управления городским хозяйством.

Тяжелый диагноз

У психиатров есть одно из условий диагностики кретинизма — совершение человеком многократных действий, не приводящих к желаемому результату. Справедливо это и для социально-экономических систем — если действия не приводят к нужному изменению в системе, значит они не адекватны факторам, формирующим состояние системы. Возможно, действия перестают срабатывать, потому что изменились некоторые обстоятельства. Например, погода изменилась или увеличилось количество машин на улицах.

Если мы посмотрим на динамику климатических изменений, то увидим, что средние значения температуры или количества осадков меняются плавно, а колебания значительных климатических отклонений происходят все чаще. Иными словами, устойчиво растет число и собственно величины экстремальных климатических проявлений (снег, дождь, ураган, засуха и т.п.). Об этом говорят как российские, так и международные отчеты, и улучшений на этом фронте пока не предвидится. Словом, фактор изменился.

Компенсировать эти колебания можно увеличением мощности той системы, которая на них реагирует. Но сложность, повторю, в том, что мы имеем дело не с одним, а с несколькими факторами (например, климатические изменения и увеличение количества транспорта на улицах города). Их совокупное воздействие нельзя компенсировать простым наращиванием уборочной техники. Что мы и видим на практике российских городов — количество уборочной техники увеличивается, но снежные коллапсы не прекращаются.

Новые решения

Чтобы избежать этого, надо пересматривать отношение к происходящим изменениям — развивать инфраструктуру, менять график работы уборочной техники, находить новые технические решения и пр.

Насколько обоснованы сейчас и целесообразны для использования в дальнейшем существующие технические решения в той же уборке городских улиц и дворов? Например, трактор «Беларусь» или какая-нибудь большая машина, с трудом проходит по улице, подметает или сгребает снег и мусор только там, где помещается и способна маневрировать.

Для уборки труднодоступных мест приходится либо увеличивать количество бестолкового ручного труда, либо техника должна быть другой — в два-три раза меньше и маневреннее. Нет такой «правильной» техники? Надо заказывать нашим НИИ и промышленности. Заказу для огромного рынка коммунальных услуг порадуются многие предприятия.

Если не работают прежние принципы и организационные решения, то нужно искать новые. Не поставленные задачи, как известно, не решаются в принципе.

Международный опыт

В Канаде после интенсивного снегопада основные дороги убирают в течение 20 минут — таков норматив. Все основные улицы и магистрали быстро зачищает мощная техника, наподобие той, которая работает в аэропортах, а все автомобили к этому моменту убраны с улиц — их заводят во дворы, паркинги. Если частная машина помешает уборке, то владелец получит штраф от муниципалитета. Да, крупная техника быстро очистит основную дорогу зачастую в ущерб примыкающим малым или дворовым проездам — она просто отбросит туда снег, но транспортного коллапса не будет, так как все основные коммуникации — работоспособны. А еще в Канаде, известной жесткими экологическими нормами, улицы посыпают морской солью. Сцепление с ней хорошее, материал натуральный, цена низкая. Даже если это сольется в «ливневку», ничего страшного не случится.

Выкручиваются все по-разному. В Скандинавии многие дороги имеют выгнутый профиль, поэтому влага с них стекает. В Исландии дороги плоские, но под ними прокладывают отопление. Правда, у них отопление почти дармовое — многочисленные геотермальные источники позволяют проводить трубы с горячей водой под дорожным полотном — в итоге дорога всегда в стабильных условиях теплая, сухая и целая — и зимой, и летом. Кажется, что к нам это не применимо? Не факт. Все горожане видели у ТЭЦ огромные градирни (охладительные башни) над которыми пар поднимается. Так этих монстров строят, чтобы в нашей системе централизованного оборотного водоснабжения воду круглосуточно охлаждать и, соответственно, атмосферу греть. Почему не улицы городов?

Для решения проблем на улицах городов нужен некий комплекс действий, что потребует разработки соответствующей программы, достаточно сложной межведомственной координации работ и интеграции усилий.

Очевидно, что прежние подходы к уборке улиц становятся недостаточно эффективными и простое повторение старых решений, не приводящих к желаемому результату, подталкивает горожан не только к негативным оценкам, но и к постановке «диагноза» коммунальщикам и прочим ответственным структурам.


Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Подготовка к Новому году

Коллаборация в стиле après-ski

Новогодний базар в Стокманн

Зимняя распродажа в Стокманн

Модные подарки в Стокманн

Праздничная сервировка в Стокманн

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 00:54
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 00:54
Эстония предложила оплатить разрыв сделок Венгрии по российскому газу Политика, 01:08
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Собянин сообщил о сбитом на подлете к Москве БПЛА Политика, 00:40
При ракетном ударе по Белгороду пострадала инженерная инфраструктура Политика, 00:25
Уиткофф заявил о «значительном прогрессе» на переговорах с Зеленским Политика, 00:12
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Домодедово и Жуковский ограничили полеты третий раз за сутки Политика, 00:06
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Встреча Зеленского и Уиткоффа длилась пять часов Политика, 00:05
Визовые центры Кипра откроются в России Политика, 00:01
Сигал в раздевалке. Чем запомнился первый Кубок «Первого канала» в Сибири Спорт, 00:00
Какие аргументы позволят ЦБ снизить ставку. Консенсус-прогноз РБКПодписка на РБК, 00:00
Военные перехватили 71 дрон ВСУ за три часа над Россией Политика, 14 дек, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 14 дек, 23:30
Умер Левон Оганезов Общество, 14 дек, 23:22