Градозащитники отказались отстаивать в суде исторический мост Петербурга
Группа петербургских градозащитников отозвала к городскому Комитету по контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), в котором требовали отменить отказ в признании Фарфоровского моста (Цимбалинского путепровода) объектом культурного наследия. По словам истца и директора фонда «Голодай» Олега Мухина, причиной стал отрицательный результат повторной экспертизы моста, согласно которой сооружение не имеет исторической ценности.
«Возможность для маневра»
Градозащитники с таким заключением не согласны, поэтому решили отозвать текущий иск, чтобы сохранить возможность обратиться в суд повторно.
Напомним, активисты просили признать Цимбалинский путепровод объектом культурного наследия еще в 2020 году, однако КГИОП им отказал. Тогда активисты подали в суд иск с просьбой оспорить решение комитета. Весной к делу привлекли эксперта от КГИОП Олега Блинова. Он представил результат экспертизы, в котором отметил, что мост «типовой» и не имеет ценности из-за его сходства с другими переправами. При этом, по словам Мухина, к делу были привлечены еще около 10 заключений экспертов, которые признавали ценность путепровода.
Тогда активисты собрали через фонд «Голодай» 150 тыс. руб. на проведение повторной экспертизы. В качестве специалиста выбрали архитектора Виктора Сахновского. Как отметил Мухин, в разговоре Сахновский отмечал, что видит ценность в путепроводе и мост важен по крайней мере объемно-пространственными решениями — своим силуэтом.
«В итоге Сахновский полностью изменил мнение и принес отрицательную экспертизу. Он пришел к выводу, что много частей моста было утрачено или заменено на новые. При двух отрицательных экспертизах мы решили отозвать иск, потому что в таком случае у нас еще будет возможность для маневра. Мы теоретически можем заново выявлять этот мост [в качестве объекта культурного наследия] и, наверное, уже не отдельно, а в ансамбле с Фарфоровским постом», — рассказал Мухин. Кроме того, по его словам, активисты рассматривают идею переноса моста в Ленинградскую область — сейчас ведутся переговоры с районными властями.
Снос вместо реконструкции
О реконструкции Цимбалинского путепровода власти объявили в 2019 году. Как заявлял тогда губернатор Петербурга Александр Беглов, старый мост планировали реконструировать, а рядом построить новую четырехполосную переправу. Проект рассчитывали реализовать за три года, его стоимость оценивалась в 4,5 млрд руб.
Однако в 2021 году стало известно, что реконструкция не подразумевает сохранения существующего моста. Тогда инициативные петербуржцы обратились к Беглову с открытым письмом, в котором предложили сделать существующий путепровод частью пешеходного и велосипедного маршрута из Фрунзенского района в Невский. Параллельно горожане подали заявку на выявление сооружения в качестве памятника, на что Смольный ответил отказом.
В июле 2023 года город начал искать подрядчика на реконструкцию моста за 9,3 млрд руб., а срок сдачи объекта сдвинулся на конец 2027 года. Победителем конкурса стало ПО «Возрождение» — компания предложила демонтировать дореволюционный путепровод и построить новый за 9,274 млрд руб.
В январе градозащитники и активисты в очередной раз попытались сохранить Фарфоровский мост. В обращении к вице-губернатору Евгению Разумишкину петербуржцы предложили два варианта сохранения исторического объекта — провести реконструкцию и отдать мост велосипедистам или сделать его экспонатом музея РЖД. Однако весной ГКУ «Дирекция транспортного строительства» опубликовало рендеры новой переправы, которую построят на замену существующему мосту.
Справка
Цимбалинский путепровод был построен в 1910 году, он соединяет улицу Белы Куна во Фрунзенском районе с улицей Цимбалина — в Невском. Последний капитальный ремонт путепровода проводили в 1968-1970 годах. С того момента металлические части опор прогнили из-за коррозии, а бетонные плиты сместились — об аварийном состоянии моста заявляли администрация города и прокуратура. В 2018 году активисты обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву с просьбой вмешаться в ситуацию. После этого на мосту обновили асфальт, но сооружение требовало более масштабного ремонта. В сентябре 2019 года власти города заключили соглашение о реконструкции с ОАО «РЖД».
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram