Петербургские отели боятся попасть в плен ЧМ-2018
Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 поставила перед петербургскими гостиницами ряд серьезных проблем, требующих срочного разрешения. Первая из них касается рисков при бронировании номерного фонда, вторая — установления цен, третья — нехватки качественных номеров.
Исключительное предложение
Недавно гостиницы Петербурга получили предложение от компании, представляющей интересы FIFA, о контрактовании номеров на время чемпионата. Определиться со своей позицией отельерам предстоит до декабря 2015 года. Пока опрошенные РБК Петербург участники рынка окончательное решение не приняли. Камнем преткновения для них стал вопрос цены.
Предложение получили гостиницы Петербурга уровня трех-четырех звезд и выше. Его послала компания ООО «МАТЧ Аккоммодейшн 2018». В настоящее время компания продолжает заключать договоры не только с петербургскими отелями, но с и с гостиницами в других российских городах, которые примут ЧМ.
По данным СПАРК, компания зарегистрирована в Москве в декабре 2013 года (головная компания — AKTSIONERNOE OBSHCHESTVO «SEAMOS MARKETING AG» (Швейцария) ). «МАТЧ» сообщает, что через свою материнскую компанию Byrom Plc. она назначена FIFA для предоставления услуг FIFA и ее рабочим группам (на исключительной основе). По данным оргкомитета по проведению ЧМ 2018, Byrom — официальное агентство по размещению клиентских групп FIFA на ЧМ и сопутствующих мероприятиях.
Предложение уже поступило в большинство петербургских отелей, однако комментировать переговорный процесс готовы не все. Так, в сети отелей Parkinn сообщили, что информация о взаимодействии с компанией «МАТЧ» является закрытой. Сотрудник сети Radisson в Петербурге рассказал, что договор находится на стадии согласования. Сотрудник добавил, что отель уже имел опыт сотрудничества с этой компанией, когда принимал гостей жеребьевки ЧМ. Подтвердили получение предложения и в несетевых отелях: «Введенский», Golden Garden и Гельвеция.
Цена вопроса и вопрос цены
Отельеры, которые согласились обсуждать эту тему, отметили, что окончательное решение еще не приняли и ведут переговоры, которые касаются, в первую очередь, вопроса цены. Дело в том, что в контракте компании «МАТЧ» с отелем указано, что цена на номера к ЧМ определяется исходя из цен июля 2016 года. А дальше уже с учетом инфляции и прочих факторов появляются определенные коэффициенты — к 2018 году цены будут откорректированы, пояснил принцип тарифообразования вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров Вадим Прасов.
В самой компании на запрос РБК Петербург сообщили, что их основная задача — «обеспечение достаточного количества гостиничных номеров подходящего качества для рабочих групп FIFA на справедливых условиях и по приемлемым ценам».
Но установить «приемлемые цены» оказывается не так-то просто, говорят отельеры. «Уровень цен на 2018 год будет непонятен и в следующем году, — говорит управляющий отеля «Введенский» Андрей Ткачев. — Плечо на сегодняшний день настолько короткое, что мы уже сейчас ломаем голову, какие цены будут в будущем году. Здесь же нам предлагают потенциально продаться на три года вперед».
Для понимания уровня цен, добавляет генеральный управляющий отелем Golden Garden Тамара Черных, не хватает информации. «Нет понимания по среднему тарифу сегмента, непонятно какой будет объем...Все ждут большой, но будет ли он? Что будет с номерным фондом? Насколько цены поднимать и какой допустимый предел? Не станет ли это препятствием к контрактованию?», — говорит Т. Черных.
Печаль отельера
В частной беседе отельеры также высказывают опасение по поводу того, что Смольный, возможно, захочет надавить на участников рынка с тем, чтобы они приняли предложения FIFA (ранее власти уже проводили подобные профилактические встречи с отельерами перед крупными городскими мероприятиями, такими как G20). Но в таком случае выгода последних будет под вопросом, ведь для судей и спортсменов будут выбиваться специальные тарифы (если же отели будут заполняться болельщиками, их доход будет гораздо больше). Насколько будут серьезными санкции в случае, если отели не пойдут навстречу властям, сказать пока сложно.
«В канализации не заварят, — отшутился вице-президент ассоциации рестораторов и отельеров Вадим Прасов на вопрос о возможных последствиях для отелей в случае отказа от сотрудничества. — Можно рассчитывать, что ничем, а может быть чем-то и чревато — это вопрос философский. Я полагаю, что драконовских или запретительных, или каких-то иных мер ждать не стоит».
Пока же город свою позицию по ЧМ не высказал. Сотрудники аппарата вице-губернатора Олега Маркова, курирующего комитет по развитию туризма и комитет по внешним связям, о планах по проведению трехсторонних встреч (с участием города, компании «МАТЧ» и отельеров) ничего не знают. «Инициативу должен проявлять комитет [комитет по туризму — прим ред.], но подобных предложений пока не поступало», — сказал сотрудник аппарата.
В.Прасов, в свою очередь, предположил, что решать вопрос ценообразования будут на федеральном уровне по аналогии с Сочи. «У нас люди иногда думают, что ЧМ — это адский способ заработать, такие же мысли были у некоторых несмышленых в городе Сочи во время Олимпиады. Тогда правительство выпустило закон об ограничении цен за размещение. FIFA изначально этого не хотела. Скорее всего, закон снова будет принят. И тогда всех, кто считает, что может страшно заработать на ЧМ, ждет печаль», — добавил он.
Звезды
Что касается адресатов предложения «МАТЧа», то теоретически оно, по словам отельеров, может быть интересно гостинице любой звездности и размера. Но определяющим, по мнению управляющих, станет вопрос локации. И хотя «МАТЧ» разослал свое предложение преимущественно отелям от 3 до 5 звезд (большинство из которых находится в центре), гораздо более актуальным оно является для гостиниц из менее удобной локации.
«Если отель находится не очень удобно с точки зрения локации для болельщика, то это история [контрактования — прим.ред], однозначно, отелю нужна. Если же отель удобно расположен, то на болельщиках можно заработать больше, поскольку для спортивных команд и других сегментов будут выбивать специальный тариф — и это будут невысокие цены», — отмечает управляющий отеля «Введенский» А.Ткачев.
В самой компании «МАТЧ» на запрос РБК Петербург сообщили лишь, что, с их точки зрения, «наибольшее внимание заслуживают гостиницы высоких категорий по причине логистических и организационных требований к проведению мероприятия».
Номерной коллапс
Владелец и генеральный менеджер отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы обращает внимание еще на одну проблему с связи с подготовкой города к ЧМ — на нехватку качественных номеров в Петербурге. «Если каждый игрок будет самостоятельно определять свою политику, то ситуация будет развиваться по законам свободного рынка. Если же мы говорим о том, что это событие мирового масштаба, то требуется мобилизация всех ресурсов и активный диалог со всеми игроками, — отмечает он. — Если вовремя не начать предпринимать необходимые меры, то возможен коллапс с размещением в 2018 году. По официальной статистике, город имеет 17-20 тысяч качественных номеров, при этом необходимо разместить 70-80 тысяч организаторов, спонсоров, гостей и участников ЧМ. Добавьте к этому июньский и июльский пики туристического сезона. Ситуация на мой взгляд очень сложная».
По данным Colliers International Россия, на конец июня 2015 года рынок гостиничной недвижимости Санкт-Петербурга насчитывает 139 объектов общим объемом номерного фонда в 19,8 тыс. номеров (не включая мини-отели, ведомственные гостиницы и общежития). В первой половине года на рынке Санкт-Петербурга не открылось ни одного нового отеля, а большинство гостиниц, которые планировали открытие на этот год, перенесли сроки открытия на 2016 год.
Для решения проблемы размещения договариваться придется не только с отелями — организаторам нужно подумать о резервах частного и государственного сектора (в частности, вспомнить об университетских общежитиях). «Я знаю, что есть очень приличные общежития. Нужно сдвинуть сроки учебных занятий. Для этого нужно начать обсуждать этот вопрос с Министерством образования. А это уже федеральный уровень. Необходимо привлекать частный сектор, плотно работать с агентствами недвижимости», — добавляет Ю.Теймурханлы.
Пока город не проявляет большой активности в этом вопросе, говорят участники рынка. Правда, и в этом есть свои плюсы, отмечают они. «История Сочи у нас, надеюсь, не повторится. Нам потом не придется ждать обвала рынка, — говорит генеральный менеджер «Гельвеции». — То, что мы наблюдаем сейчас в Сочи, это три или четыре периода высокого сезона в год, когда отели заполняются. В остальное время гостиницы испытывают острую проблему с загрузкой. Выстраивать эффективную операционную деятельность с такой рваной загрузкой — очень сложно».