В Петербурге опасаются дальнейшего роста цен на автозапчасти
К июлю 2024 года цены на автомобильные запчасти и комплектующие в Санкт-Петербурге выросли в среднем на 15-20% по сравнению с июлем прошлого года, рассказали РБК Петербург участники рынка. Стоимость некоторых позиций, по их словам, подскочила за год более чем на 80%.
Опрошенные РБК Петербург эксперты прогнозируют дальнейший рост цен и уменьшение количества автозапчастей на складах из-за перебоев с поставками и трудностей с оплатой за рубежом.
Резкий скачок
С июля 2023 года цены на расходные материалы для автомобилей корейских марок выросли на 20%, самый высокий рост в 45% показали запчасти тормозной системы, рассказал Михаил Мартынов, генеральный директор УК «К-Групп» (сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна»). Что касается запчастей и комплектующих для китайских автомобилей, то за последний год они подорожали в среднем на 20%. «При этом резкий скачок цен наблюдался с начала 2024 года и составил уже порядка 15%», — отметил Мартынов.
В сети магазинов и складов автозапчастей «ЕвроАвто» рассказали, что самый заметный рост стоимости наблюдается в категории товаров «валы тормозные, трещетки». На 700 артикулах цена выросла на 82%, подчеркнул исполнительный директор «ЕвроАвто» Илья Плисов.
«В пределах 10-15% подорожали полуоси, коврики для салона и багажника, смазки и тормозные жидкости. На 5-10% выросли щетки стеклоочистителя, тормозные диски и тормозные дисковые колодки. Всего по 2% прибавили различные фильтры», — заявил собеседник РБК Петербург.
Впрочем, некоторые категории товаров за прошедший год, напротив, стали дешевле. «Часть товарных групп даже несколько подешевела: водяные насосы, прокладки двигателя и термостаты [подешевели] на 3%, свечи зажигания, фары, пружины подвески и подшипники ступиц подешевели на 6%, моторные масла и бампера — на 7%», — сказал Плисов.
Турецкий фактор
Среди причин подорожания специалисты выделяют трудности с оплатой за рубежом (например, при закупке запчастей в Китае) и перебои с поставками, которые начались еще несколько месяцев назад. В Петербурге срок ожидания деталей и обслуживания в некоторых автомобильных мастерских по-прежнему может доходить до двух месяцев.
Вмешиваются и неочевидные факторы, сетует Илья Плисов. С 6 августа Турция резко повысила налог на импортные товары: из Европейского союза (ЕС) налог вырос с 18% до 30%, из Китая — с 30% до 60%. Если из КНР Россия торгует напрямую, то автозапчасти и комплектующие из ЕС часто ввозились в страну через Турцию.
«20-30% запчастей идут из Турции. Особенно это касается грузовых запчастей. Они максимально санкционны. По факту, любое изменение турецких цен впрямую изменит местные», — утверждает исполнительный директор «ЕвроАвто».
Стабилизация рынка
На этом фоне есть основания говорить о новой волне повышения цен на запчасти для автомобилей в Петербурге в этом году, говорят игроки рынка. По оценкам специалистов сети СТО и магазинов автозапчастей «Кореана» и «Китаяна», осенью этого года стоимость запчастей и комплектующих подорожает в пределах 5-10%. «Он [рост стоимости] будет связан с сезонным увеличением спроса, при этом уровень складских запасов может быть ниже прошлогоднего в связи с перебоями в поставках, связанных с трудностями по оплате за рубежом», — добавил Михаил Мартынов.
Еще одного повышения стоит ожидать в начале 2025 года. Оно будет связано с изменениями в системе налогообложения. Речь идет о возможном повышении ставки утильсбора для ввозимых нелокализованных в России автомобилей. Если правительство одобрит данную меру, она вступит в силу 1 октября 2024 года. В этом случае для машин с двигателями от 1 до 2 литров ставка вырастет с нынешних 300 тыс. рублей до примерно 556 тыс. рублей. «По нашим оценкам, рост [стоимости автозапчастей в этом случае] может составить 10-15%», — заключили в УК «К-Групп».
Глава региональной общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» Святослав Данилов также не видит оснований для разговора о стабилизации рынка в обозримом будущем. По прогнозам эксперта, рост цен будет сохраняться до весны следующего года. «Автозапчасти ожидает дальнейший рост в пределах 15-20%, — подчеркнул специалист. — Это связано с усложнением логистики, проблемами с перебоями по международным платежам, например, в Китай. <…> Плюс появляются посредники в виде стран СНГ — Казахстан, Киргизия. Все это посредничество ведет к удорожанию товара и удлинению логистических цепочек. Следует ждать удорожания автозапчастей, цены будут расти до следующей весны».
Повтор публикации от 08.08.2024