«Аллегро» не дают набрать скорость
На железнодорожной ветке Лосево-Каменногорск (части крупнейшего в Ленобласти инвестиционного инфраструктурного проекта) официально открыли рабочее движение поездов. Регулярные рейсы чиновники обещают пустить в следующем году, однако, как выяснилось, полноценного движения, в соответствии с проектом, не будет еще несколько лет. РЖД отказывается финансировать финальный участок проекта - между Лосево и поселком Павлово-на-Неве на юге Петербурга. А без него, как говорят эксперты, проект, предназначенный для разгрузки путей для высокоскоростного «Аллегро», не имеет смысла.
Скандальное начало
Ветка Лосево-Каменногорск строится в рамках крупнейшего в регионе комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги", финансируемого федеральным Инвестфондом и РЖД. На середину 2013 года общий объем финансирования проекта ( три участка) оценивался в 80 млрд. рублей.
Проект возник после того, как было решено разгрузить путь для скоростного поезда «Аллегро» между Петербургом и Хельсинки, который уже несколько лет ходит по одной ветке с грузовыми составами.
Строительство началось в 2011 году и сопровождалось непрерывными скандалами, главная причина которых – многочисленные нарушения законодательства, установленные прокуратурой. Самое одиозное – многолетнее отсутствие официально утвержденного проекта на одном из трех участков обхода – ветки Выборг-Каменногорск. Главные претензии местных жителей были связаны с отказом РЖД строить двухуровневые путепроводы (затраты - от 670 млн до 1,2 млрд руб на каждый). Отсутствие путепроводов затрудняло проезд к поселкам на этой ветке автотранспорта, в том числе машин экстренных служб. Свой отказ компания объясняла тем, что такое строительство - не профильная для РЖД деятельность. После вмешательства губернатора Ленобласти Александра Дрозденко начались переговоры с РЖД и Минтрансом. В результате РЖД все-таки выделили деньги на финансирование проектных работ, а
правительство РФ согласилось выделить средства (около 3 млрд руб.) на строительство трех путепроводов. 1,5 млрд уже поступили и первый путепровод в прошлом году начали строить.
Участок Лосево-Каменногорск (27,8 млрд руб.) в этом смысле самый благополучный, хотя и его строительство сопровождалось скандалами. Жители поселков Лосево и Варшко протестовали против нарушений их прав при прокладке трассы через эти поселки. Как утверждает староста деревни Варшко Сергей Суковицкий, строители в ряде случаев сначала делали насыпи и рыли котлованы для трассы в непосредственной близости от жилых домов (нарушая нормы закона о недопустимости расположения жилых зданий в 50-метровой полосе отвода железной дороги), а только потом вступали в переговоры с жителями о выносе зданий из полосы, предлагая, по словам старосты, недостаточную компенсацию.
Дорога в никуда
По информации Минтранса, в сентябре должна быть завершена электрификация ветки Лосево-Каменногорск, а в 2016 году планируется открыть по ней регулярное движение грузовых составов. Однако полноценным, в запланированном объеме, это движение не будет по крайней мере еще несколько лет. Причина в том, что до сих пор не реконструирован третий участок обхода – между Лосево и поселком Павлово-на-Неве на юге Петербурга, где маршрут обхода начинается. Официально в проект обхода входит участок Лосево-Ручьи, участок Ручьи – Павлово-на-Неве в паспорте обхода не упомянут. Однако, бывший начальник ОЖД Виктор Степов, год назад выступая на транспортном совещании в Ленобласти говорил: "Хочу остановиться на приоритетных проектах, реализация которых необходима для социально-экономического развития региона, но при этом не может быть профинансирована за счет средств нашей компании ввиду отсутствия коммерческой эффективности для компании. К таким проектам относятся: реконструкция участка Ручьи-Сосново-Лосево. Строительство дополнительного главного пути на участке Заневский пост-Ржевка-Ручьи, а также строительство второго мостового перехода через Неву на перегоне Павлово-на-Неве – Манушкино. Так как эти объекты, наряду с участком Каменногорск-Выборг и вновь строящейся линией Лосево-Каменногорск, входят в маршрут пропуска грузовых поездов в обход скоростного участка в направлении Финляндии».
На этом же заседании первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов объяснил отказ финансировать этот проект «потерей» компанией не менее 67 млрд руб. из-за нежелания правительства РФ повысить тарифы РЖД в 2014 году, которые в результате остались на уровне 2013года.
Реконструкция третьего участка предусматривает строительство дополнительного главного пути на участке Заневский пост – Ржевка – Ручьи, а также строительство второго мостового перехода через Неву на перегоне Павлово-на-Неве – Манушкино.
Как говорят эксперты, РЖД может пустить грузовые составы по недостроенному маршруту – после завершения работ на участках Выборг-Каменногорск и Лосево-Каменногорск. Однако руководитель проектов общественной организации "Зеленая Волна" Алексей Травин указывает на то, что третий, «нетронутый» участок на значительном протяжении (на участке Заневский пост – Ручьи) остается одноколейным, к тому же, нынешний мост через Неву на перегоне Павлово-на-Неве – Манушкино не справится с запланированной нагрузкой (поэтому его планировали дополнить новым).
«В результате на маршруте возникнет «бутылочное горлышко» - узкое место, не способное обеспечить запланированную интенсивность грузового движения, особенно для транзитных российских грузов, - говорит А.Травин. Второй аргумент - увеличение грузового потока на нереконструированной третьей линии Ручьи-Сосново вызовет активные протесты жителей. - Это значит, что полностью убрать грузовые составы с линии движения скоростного поезда «Аллегро» не удастся. То есть, главная цель инвестпроекта достигнута не будет». В официальном ответе на запрос РБК пресс-служба РЖД заявила, что «бутылочное горлышко» не помешает переключить грузовые поезда с линии «Аллегро» на линию обхода.