Петербургские таксисты пишут Путину и предупреждают о резком росте цен
Профсоюз «Новый труд» обратится к президенту РФ Владимиру Путину и в Госдуму с просьбой доработать федеральный законопроект о локализации такси. В Петербурге под обращением поставили более 200 подписей — в их числе таксопарки, водители и пассажиры. Участники рынка полагают, что документ приведет к росту цен на поездки и оттоку водителей в «серую» зону.
«Экономически нецелесообразно»
Напомним, законопроект о локализации был принят в первом чтении в январе 2024 года, дата второго чтения пока не назначена. Документ подразумевает, что с 1 октября 2025-го в такси можно будет использовать машины с определенной оценкой уровня локализации или произведенные в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК), заключенных в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Предполагается, что для перевозки пассажиров такси будут использоваться машины с высокой долей российской сборки. По оценке АНО Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир», сейчас под эти требования подходят четыре модели АвтоВАЗа: Lada Vesta, Granta, Largus и Aura. Также специальный инвестиционный контракт с Минпромторгом заключил «Москвич».
Судя по тексту обращения (есть в распоряжении РБК), участники рынка просят президента поручить правительству и Федеральному cобранию отсрочить принятие и доработать проект федерального закона. По их мнению, модели автомобилей, произведенных в России, преимущественно ориентированы на бытовое использование и пока не адаптированы под интенсивную эксплуатацию в такси.
«Высокие затраты на техническое обслуживание, ограниченный ресурс и частые внеплановые ремонты делают их экономически нецелесообразными для профессиональных перевозчиков. По отраслевым данным, годовые расходы на внеплановый ремонт одного автомобиля марки Lada превышают 70 тыс. рублей», — говорится в обращении.
Реализация положений законопроекта в существующей редакции, по словам подписантов, способна привести к дефициту транспортных средств на линии и, как следствие, к существенному росту стоимости таксомоторных перевозок. По оценкам экспертов, в результате рост тарифов может составить от 25 до 50% в зависимости от региона. Кроме того, как отмечают в профсоюзе, снизится количество индивидуальных перевозчиков. В частности, авторы обращения считают, что в Сибири и на Дальнем Востоке до 70–90% водителей могут прекратить официальную деятельность в случае принятия закона без изменений, что приведет к росту объемов нелегальных перевозок.
Обращение профсоюз планирует направить в администрацию президента РФ в течение ближайших двух дней.
«Задача есть, но механизм не прописан»
В разговоре с РБК Петербург представитель Общественного совета по развитию такси по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Андрей Белов заявил, что в случае принятия законопроекта около 30% водителей в Петербурге уйдут в «серую» зону, а поездки подорожают в 1,5-2 раза. Согласно его данным, отток произойдет в первую очередь среди самозанятых водителей, которые составляют около 90% участников рынка. По мнению Белова, после принятия закона они не станут покупать отечественные автомобили.
«Качество отечественного автопрома оцениваем крайне негативно по той простой причине, что в отечественных марках нет автомобилей, которые можно использовать в коммерческой среде. Машина в такси проходит за месяц порядка 10 тыс. километров. В год, соответственно, это порядка 100 тыс. километров. Никакая машина «АвтоВАЗа» не рассчитана на такой пробег», — полагает Белов.
Депутат петербургского Заксобрания и председатель комиссии по транспорту Алексей Цивилев заявил, что поддерживает идею локализации. Но при этом отметил, что перед принятием законопроекта стоит устранить ряд недоработок.
«Во-первых, у них (отечественных производителей — ред.) нет всех сегментов — в такси же не только эконом. Во-вторых, мы не понимаем, в каком количестве их будут производить и за сколько. Если государство вводит какие-то правила, то оно должно показать выгоду — ввести экономические преференции. <...> Математическая задача есть, но как она будет решена — механизм не прописан», — подчеркнул депутат. Он отметил, что в первую очередь важно, чтобы закон не вызвал стремительного роста цен, так как стоимость такси в Петербурге уже выросла.
На негативные последствия законопроекта также указали агрегаторы. Как ранее сообщил в разговоре с РБК представитель сервиса «Яндекс Такси», новая версия законопроекта о локализации сделает работу в такси невозможной для десятков тысяч самозанятых водителей, для которых это является источником дополнительного заработка в свободное от основной работы время. В результате, по оценке сервиса, тарифы на услуги такси могут вырасти на 25-27%. В компании считают, что вступление законопроекта в силу стоит отложить до 1 октября 2026 года (в текущей версии документа он вступает в силу 1 октября 2025-го), чтобы у отрасли было время адаптироваться к новым условиям и избежать резкого роста цен на такси.
Более того, в сервисе «Максим» полагают, что требование о локализации должно касаться только юридических лиц — таксопарков, но не распространяться на частных водителей, использующих личные автомобили для работы.
Повтор публикации от 05.05.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram