Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область ,  
0 

В Петербурге завершена сделка по продаже порта Бронка

Эксперты оценили, как смена собственника скажется на самом порте, а также на экономике и бюджете Петербурга
Фото: port-bronka.ru
Фото: port-bronka.ru

Завершена сделка по продаже петербургской компании «Феникс», управляющей портом Бронка, московскому ООО «НКК-Логистик». Эта продажа была санкционирована распоряжением правительства РФ № 629-р от 18 марта 2023 года. О ее завершении говорит ответ Росимущества на запрос РБК Петербург: «Сообщаем, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 марта 2023 г. № 629-р Росимущество исполнило в полном объеме в сроки, установленные распоряжением». Напомним, что ранее правительство приняло «предложение Минфина РФ, согласованное с Минтрансом и Росимуществом, о продаже обществу с ограниченной ответственностью «НКК-Логистик» (г. Москва) находящейся в федеральной собственности доли в уставном капитале ООО «Феникс» (г.Санкт-Петербург), составляющей 100% его уставного капитала, по цене 10,9 млрд рублей, определенной на основании отчета по оценке». Росимуществу предписывалось в месячный срок обеспечить заключение договора с покупателем, которому будет передана приобретаемая доля после полной оплаты сделки. Эксперты оценивают сделку как весьма выгодную для «НКК-Логистик», поскольку стоимость активов «Феникса», по последней отчетности компании, — 22,3 млрд руб., из которых 17 млрд — основные средства.

В открытых источниках информации о завершении сделки нет. На запросы РБК Петербург ни ООО «Феникс», ни ООО «НКК-Логистик», не ответили.

Петербург потеряет доходы?

Руководитель логистического проекта «Дорн» Андрей Карпов обращает внимание на то, что, судя по постановлению правительства РФ, проданы не земля, терминалы и прочая инфраструктура ММПК «Бронка», а компания-оператор и собственник комплекса — единственный стивидор в этом грузовом районе Большого порта Санкт-Петербург. ООО «Феникс» по-прежнему будет управлять ММПК «Бронка», поскольку само юридическое лицо сохраняется, хотя и будет принадлежать уже другому собственнику. А это значит, что для экономики Петербурга и его бюджета формально ничего не меняется — налоги от стивидорного бизнеса будут по-прежнему поступать в бюджеты города и страны. Только возможную прибыль будет теперь получать новый собственник.

С этой точки зрения, ситуация аналогична той, в которой работают все другие стивидорные компании Большого морского порта Санкт-Петербург (БМПСПб) — «Первый контейнерный терминал», «Петролеспорт», «Моби Дик», которые входят в состав российской стивидорной Группы Global Ports, «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», входящий в Транспортную группу владельца ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК) Владимира Лисина и т.д.

«НКК-Логистик», согласно данным из открытых источников, зарегистрирована в сентябре 2021 года, уставный капитал составляет 3,5 млн рублей. Основным видом деятельности являются грузовые перевозки железнодорожным транспортом. 80% доли общества принадлежат ООО «НКК» (ООО «Национальная картографическая корпорация»), 20% — гендиректору компании Алексею Распопову. ООО «НКК» владеет и руководит Наталья Морозова. Выручка «НКК-Логистик» за 2021 год составила 946 млн руб., чистая прибыль — 172 млн руб. В 2022 году выручка составила 7 млрд руб., чистая прибыль — 852,8 млн руб.

Стратегический вызов

Перемены могут произойти, если новая управленческая команда «Феникса», которую приведет «НКК-Логистик», не сумеет наладить эффективное управление портом. Эта компания занимается железнодорожными грузоперевозками, но не известна на рынке стивидорных услуг. Отметим, что новому владельцу придется не только развивать незнакомый ему бизнес, но и исполнять взятые на себя финансовые обязательства.

«Известно, что ММПК «Бронка» строился в том числе и на заемные средства (кредит «Сбербанка»), которые, насколько я понимаю предоставлялись ООО «Феникс». Как урегулирован на данный момент вопрос обслуживания этого кредита неизвестно, — говорит Андрей Карпов. — Да и в отношении самой сделки по покупке ООО «Феникс» компанией «НКК-Логистик» — неизвестно, это собственные средства покупателя или заемные». При этом стоит вероятно учесть, обращают внимание эксперты РБК Петербург, что цена «Феникса» в 1,5 раза выше даже годовой выручки «НКК-Логистик» (если ориентироваться на показатели 2022 года — 7 млрд руб.), не говоря уже о чистой прибыли, которая даже в весьма успешном для компании 2022 году составила всего 853 млн руб.

Сейчас ситуация в сфере морских грузоперевозок серьезно усложнилась из-за иностранных санкций (государственных и корпоративных), и многое будет зависеть от способности руководства «Феникса» привлечь новые грузопотоки взамен ушедших, считает Андрей Карпов. Неплохие перспективы он связывает с заметно усиливающимися перевозками с Калининградом, а также желанием Белоруссии использовать ММПК «Бронка» для перевалки своих грузов. «Уже сейчас белорусские удобрения переваливаются в Бронке. Но как долго продлится такое сотрудничество и в каких объемах — на данный момент доподлинно неизвестно», — говорит эксперт.

К тому же, по его словам, у «Бронки» пока есть серьезные ограничения по транспортировке грузов железной дорогой. Контейнерную перевалку это обстоятельство ограничивает в меньшей степени, поскольку перевозятся контейнеры прежде всего автотранспортом, у которого особых проблем с подъездами нет. Удобрения перевозят только по железной дороге, и тут могут возникнуть ограничения из-за недостаточной провозной способности. Решить эту проблему призвано строительство юго-западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга, запланированного Концепцией развития Санкт-Петербургского транспортного узла, но реализация Концепции идет довольно медленно.

Впрочем, отмечает Андрей Карпов, переваливать минеральные удобрения на самом современном контейнерном терминале в порту Санкт-Петербурга, каким является контейнерный терминал в Бронке, — «это не от хорошей жизни, это все равно, что микроскопом гвозди заколачивать».

Справка

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» — единственный глубоководный грузовой район в БМПСПб. Его обслуживают два терминала — контейнерный и терминал накатных и генеральных грузов — а также логистический центр (таможенный склад). Порт способен принимать суда длиной до 347 м, шириной до 50 м и осадкой до 13 м. Проектная мощность порта — 20,7 млн тонн в год. За 2021 год на мощностях комплекса «Бронка» было обработано 3,7 млн тонн грузов, что составляет около 6% годового оборота БМПСПб. По итогам 2022 года грузооборот «Бронки» оценивается в 1,4 млн тонн, или порядка 3,6% от общего результата БМПСПб.

ООО «Феникс», владеющий ММПК «Бронка», до 2017 года принадлежал АО ХК «Форум» Дмитрия Михальченко, обвиненного в коррупции при строительстве объектов ФСО. До лета 2021 года портовые активы «Бронка Групп» принадлежали семьям экс-главы ФСО Евгения Мурова и генерала ФСБ в отставке Николая Негодова. 8 июня 2021 года Никулинский суд Москвы обратил 100% доли ООО «Феникс» в доход государства, посчитав, что порт строился на средства, полученные в результате коррупционных сделок. В феврале 2022 года правительство РФ распорядилось передать ООО «Феникс» в ведение госкорпорации «Ростех» (при этом, само ООО «Феникс» осталось в собственности государства, которой управляет Росимущество), что и было сделано. 18 марта 2023 года правительство РФ распорядилось продать 100% доли ООО «Феникс» компании «НКК-Логистик» за 10,9 млрд руб. К настоящему моменту сделка завершена.

Выборы в местные советы Англии завершились поражением правящей партии

МВД России объявило в розыск Зеленского и Порошенко

В Иерусалиме в храме Гроба Господня сошел Благодатный огонь

На Западе признали, что Россия приспособилась к экономическому давлению извне

НАТО в рамках учений отрабатывает коалиционные действия против России

Появились новые кадры последствий снегопада в Екатеринбурге. Видео

Джинн из бутылки, Apple и будущее Berkshire. Что сказал Баффет акционерам?


Задержанные после сожжения Нового завета извинились на видео

В Госдуме предложили смягчить требования к тонировке передних стекол

В какой банк положить деньги: топ-10 вкладов в мае 2024-го

«Газпром» получил убыток в 2023 году. Будут ли дивиденды?

В России ускорилось снижение цен на вторичное жилье. Таблица городов

«Продавай в мае и уходи». Сработает ли эта биржевая поговорка в 2024 году?

Бывший министр финансов Задорнов рассказал о тромбозе в российской экономике

Синоптики раскрыли причины «языка холода» в России

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 мая
EUR ЦБ: 98,56 (-0,08)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Курс доллара на 4 мая
USD ЦБ: 91,69 (-0,36)
Инвестиции, 03 мая, 16:44
Ученые оценили, мог ли засев облаков привести к ливню в Дубае Общество, 02:00
Бесплатный концерт Мадонны на пляже собрал более 1,5 млн человек. Видео Общество, 01:57
В Сумах прозвучал второй взрыв за час Политика, 01:29
Защита уточнила, что потребует по делу замминистра Иванова на суде 8 мая Политика, 01:16
МВД объявило в розыск экс-главу СНБО Украины Данилова Политика, 00:57
В Воронежской области объявили опасность атаки дронов Политика, 00:37
В Запорожье прозвучали взрывы Политика, 00:31
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Власти назвали причину смерти трех пропавших в Мексике серферов Общество, 00:21
В Сумах прозвучал взрыв Политика, 00:16
В России за год открылось рекордное количество универмагов Бизнес, 00:01
Экспорт мазута и нафты из России в апреле упал до антирекорда Бизнес, 00:01
Глава Rheinmetall пообещал передать Украине «сотни тысяч» снарядов Политика, 05 мая, 23:41
Встречающей военных девочке из ДНР подарили щенка по поручению Путина Политика, 05 мая, 23:36
Спасатели оценили пожар на заводе Diehl фразой «что может гореть, сгорит» Общество, 05 мая, 23:27