В Петербурге подсчитали долю свободных коммерческих помещений
По итогам первого квартала 2023 года объем свободного предложения коммерческих площадей, расположенных в элитных жилых комплексах Северной столицы, составил 22 тыс. кв. м (аренда и продажа на вторичном рынке). Это 25,8% от общего объема коммерческих площадей в составе элитных объектов, сообщили в NF Group в Санкт-Петербурге.
Площадь вакантных помещений и цены
Наибольший объем предложения пришелся на Адмиралтейский и Петроградский районы, где сосредоточено основное количество нового предложения. Площадь вакантных помещений варьируется от 17 кв. м до 527 кв. м, при этом наиболее востребованный формат у арендаторов и покупателей — 50-100 кв. м.
По итогам первого квартала 2023 года средневзвешенная цена продажи помещений формата стрит-ретейла в элитных объектах на первичном рынке составила 345 тыс. руб. за кв. м. Средневзвешенная арендная ставка — 2 100 руб. за кв. м в месяц, включая НДС.
Доля коммерческих площадей в элитных жилых комплексах Санкт-Петербурга составляет в среднем 10-12% от общей площади квартир (для сравнения: в жилых комплексах массового сегмента региона показатель находится на уровне 5%). Так, по итогам первого квартала 2023 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных жилых комплексов Санкт-Петербурга, введенных в эксплуатацию после 2010 года, составил 85 тыс. кв. м (10,9% от жилой площади). Среди арендаторов в этом сегменте ЖК лидируют сфера красоты и здоровья (21%), образовательные услуги, частные школы и развивающие центры (12%), а также заведения общественного питания (14%).
Пункт выдачи заказов и шаверма
Как ранее сообщал РБК Петербург, по итогам прошлого года стрит-ретейл стал самым популярным среди инвесторов сегментом коммерческой недвижимости в городе. Примечательно, что с учетом всех типов жилья, самая популярная тройка арендаторов на первых этажах жилых домов выглядит так: «шаверма — алкомаркет — аптека». Такой «набор» арендаторов представлен почти во всех жилых комплексах.
По данным отдела коммерческой недвижимости Setl Group, наиболее активно растущий тип арендаторов в этом сегменте — пункты выдачи заказов (ПВЗ) интернет-магазинов. За прошедший год число ПВЗ удвоилось, а их доля достигла 6% от всех арендаторов коммерческих помещений. На общепит (кафе, бары, пекарни) приходится 19%, на продуктовые магазины разных форматов —17%. Среди продуктовых сетей наиболее активно в стрит-ретейле в Петербурге развиваются «Магнит», «ВкусВилл», «Дикси» и «Мини Лента».
Реальные сроки окупаемости
Несмотря на очевидные плюсы стрит-ретейла, эксперты указывают на некоторые минусы этого формата, которые необходимо учитывать инвестору. Главный из них — достаточно длительные сроки окупаемости вложений.
«Когда говорят, что стрит-ретейл активно развивается и это самый стабильный сегмент рынка, надо понимать, что деньги, которые туда приносят инвесторы, не имеют шансов окупиться ни за пять, на за десять, ни за пятнадцать лет», — заявлял генеральный директор Maris Борис Мошенский. Реальные сроки окупаемости в стрит-ретейле Петербурга, по его оценкам, приближаются к 25 годам.