Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Не смотря по сторонам: самый высокий риск использования смартфона Партнерский проект, 11:29
В Oxford Economics назвали основные причины укрепления курса рубля Экономика, 11:05
Чемпиона Олимпиады по фигурному катанию призвали в армию Спорт, 10:53
Украинский пес Патрон получил «Собачью пальмовую ветвь» в Каннах Общество, 10:53
Станут ли рассрочки под 0% причиной финансового кризиса в США Pro, 10:50
Минобороны показало испытания гиперзвуковой ракеты в Баренцевом море Политика, 10:46
Эксперты оценили отток ИТ-специалистов к концу первого полугодия Технологии и медиа, 10:42
15 млрд устройств: почему интернет вещей сложно увидеть РБК и МегаФон, 10:40
«Колорадо» выбило клуб Тарасенко из Кубка Стэнли Спорт, 10:23
От Ночной лиги через суд потребовали отменить результаты чемпионата Спорт, 10:00
Сбербанк опустил ставки по краткосрочным вкладам ниже 10% Финансы, 09:57
Зачем устанавливать контакт со своим телом и что это вообще значит РБК и ГАЛС, 09:55
Военная операция на Украине. Главное Политика, 09:53
Власти Вануату объявили чрезвычайную климатическую ситуацию в стране Общество, 09:51
Санкт-Петербург и область ,  
0 

Петербург намерен полностью уйти от наличной оплаты проезда

Глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков
Глава комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков (Фото: сайт Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти)

Сроки реализации реформы общественного пассажирского транспорта в Петербурге изменились; скорректирована и модель маршрутов, по которым будут возить горожан. Но от главного принципа реформы Смольный не отказался — коммерческие «маршрутки» должны уйти в прошлое. О том, насколько оправданы опасения пассажиров и перевозчиков по поводу реформы, о новых типах автобусов и трамваев, о судьбе кондукторов и перспективах городской электрички — в интервью РБК Петербург председателя городского комитета по транспорту Кирилла Полякова.

КАКИЕ МАРШРУТЫ БУДУТ ЗАКРЫТЫ

— Какие изменения в первоначальной модели организации общественного транспорта произведены за два прошедших года?

— За два года у нас в Петербурге было построено много новых школ, жилых комплексов. Все их надо обеспечить транспортом. Для этого корректировали маршрутную сеть. Это первое изменение, внесённое в документ. Второе важное изменение — это абсолютно новый подвижной состав со 100%-ой доступностью маломобильных граждан, которых, к сожалению, немало в Петербурге.

— Удалось договориться с производителями о поставке в Петербург 2662 новых автобусов, как планировалось?

— Да. Их будет даже больше — окончательная цифра появится после утверждения расписания.

— При закрытии коммерческих маршрутов могут появиться лакуны — территории без удобного транспорта. Это основное опасение пассажиров.

— Мы закрываем коммерческие маршруты, которые дублируют маршруты социальных перевозок. В том числе, дублирующие ветки метро. На этих маршрутах мы увеличим количество подвижного состава, чтобы обеспечить провозную емкость, аналогично существующей сегодня. Что касается коммерческих маршрутов, обеспечивающих уникальные транспортные связи — мы их переводим в социальный режим.

Pro
Фото: Sadat / Global Look Press Цифровизация для аксакалов: на чем россияне зарабатывают в Узбекистане
Pro
Фото: Evgenia Novozhenina / Reuters Почему Тинькофф Банк — один из немногих, кто способен пережить кризис
Pro x The Economist
Фото: Ritesh Shukla / Getty Images Китай сдает позиции. Станет ли Индия новым локомотивом мировой экономики
Pro
Какой рубль выгоден государству — сильный или слабый?
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Как акции стоимости спасают инвесторов при падении рынка
Pro
Фото: Kevin Dietsch / Getty Images Как мы открыли юрлицо в Венгрии — опыт маркетплейса Flowwow
Pro
Почему мы видим сны: 5 теорий
Pro
Фото: Mario Tama / Getty Images Музыка, танцы, скороговорки: что поможет улучшить работу мозга

Наша модель достаточно гибкая. Если, например, в связи с введением новых маршрутов на каких-то направлениях поменяется транспортное поведение людей — они поедут от одной точки до другой по-другому — и на каких-то направлениях автобусы окажутся переполненными, то мы туда будем оперативно добавлять подвижной состав. А если маршрут окажется маловостребованным пассажирами, то мы сможем уменьшить количество автобусов на таком направлении. 44-ФЗ это позволяет в пределах 10% от общего количества маршрутов.

«Если в связи с введением новых маршрутов на каких-то направлениях автобусы окажутся переполненными, то мы туда будем оперативно добавлять подвижной состав»

— Есть малопопулярные маршруты, которые, однако, нельзя закрывать…

— Да, у нас есть маршруты, где пассажиропоток — 15 человек в день. Там будут автобусы малой вместимости, но с доступностью для маломобильных граждан. Таких маршрутов незначительное количество.

БУДУЩИЕ ТАРИФЫ И ОПЛАТА

— Вы планируете увеличить разнообразие тарифов для пассажиров, как это сделано в городах Европы?

— У нас сейчас есть 90-минутный тариф, он пользуется популярностью у тех, кто использует несколько видов транспорта. Мы планируем ввести еще 60-минутный тариф на наземный транспорт всех видов.

— Кондукторы останутся? Некоторые эксперты говорят, что без них резко упадут платежи.

— У нас есть результаты эксперимента по безкондукторной оплате проезда с использованием контролеров. Мы понимаем, на каких маршрутах и как надо работать. Поэтому на части маршрутов «Пассажиравтотранса» кондукторы пока останутся, но на новых маршрутах, которые будут разыграны по конкурсам, будем работать по модели контролеров, а не кондукторов.

Наша цель — полностью уйти от наличной оплаты проезда. Это пережиток прошлого. И петербуржцы, как мы убедились, с этим согласны. В существующей сети ГУПов, «Пассажиравтотранса» и «Горэлектротранса» за прошлый год количество наличных расчетов сократилось примерно в два раза. Люди предпочитают безналичную оплату — еще и потому, что это выгоднее. Билет за наличные стоит 55 рублей, а по «Подорожнику» — 38 рублей. Мы будем улучшать механизмы безналичной оплаты. «Подорожник» скоро можно будет пополнять через интернет. Весь подвижной состав будет оборудован валидаторами со всеми возможными способами оплаты, в том числе и мобильным телефоном.

«Наша цель — полностью уйти от наличной оплаты проезда. Это пережиток прошлого»

АУКЦИОНЫ С ПЕРЕВОЗЧИКАМИ

— Лоты для аукционов с транспортными компаниями определены?

— Как мы уже сообщали, сроки проведения аукционов сдвинуты — чтобы более детально проработать комплексную схему организации транспортного обслуживания. Количество лотов определено — их будет 20. Определены 349 маршрутов, вошедшие в эти лоты. Следующая задача — провести аукционы и подписать контракты.

— Будут ли соблюдены условия ФАС: 50 лотов, максимальная стоимость контракта 500 млн руб. и не более 35% рынка для одного перевозчика?

— Мы уже согласовали с ФАС количество лотов, как я сказал, их будет 20: 10 крупных и 10 маленьких. Они позволят нам обеспечить весь спектр перевозок и будут доступны всем участникам рынка для работы по государственным контрактам. Также согласовали и остальные условия.

— Какова страховка от недобросовестных подрядчиков — которые выиграют аукцион, а в последний момент откажутся подписывать контракт без допсоглашения?

— Аукционная документация составляется согласно 44-ФЗ. У нас есть банковская гарантия. Поэтому если компания предоставит банковскую гарантию или залог на аукцион, выиграет его, но не сможет выполнить условия контракта, мы ей предъявим банковскую гарантию. Это больно.

Максимальный лот — 240 автобусов. Так что, если какой-то контракт сорвется, то за счет резерва «Пассажиравтотранса» мы этот контракт закроем — 44-ФЗ позволяет в пределах 10% от объема заключенного контракта корректировать объем транспортной работы. Так что никакого риска я не вижу. Вымогать у нас после аукциона другие условия вряд ли получится.

«Если компания выиграет его, но не сможет выполнить условия контракта, мы ей предъявим банковскую гарантию. Это больно»

— Бизнес согласен на размеры платы по контрактам? Высказывались сомнения, что компаниям хватит этих денег для нормальной работы — с учетом закупки новых автобусов, установки карточных валидаторов и другого специального оборудования, которое вы требуете.

— Расчет начальной максимальной цены контракта идет на основании 158 приказа Минтранса, по нормативам. Второе — мы учитываем опыт наших коллег из других регионов, которые уже провели аукционы по 220-ФЗ. У них на аукционы приходили не меньше двух кандидатов на каждый лот. И сегодня перевозчики работают и не рассказывают, что они делают это в убыток.

Взаимодействие с бизнесом у нас открытое — идет на основе публичных площадок. Есть рабочая группа, в которую входят представители перевозчиков, мы обсуждаем и тарифы, и порядок формирования маршрутов, расписание — в том числе исходя из того опыта, который есть у самих перевозчиков по формированию расписания и коммерческих маршрутов.

АВТОБУСЫ НА НОЧНОЙ ЗАРЯДКЕ

— Будет ли реализована программа перевода общественного транспорта на альтернативное топливо — газ, электроэнергию?

— Для нас первый приоритет — развитие экологичных видов транспорта, перевод общественного транспорта на электричество и газомоторное топливо, чтобы снизить нагрузку на экологию города. Совместно с комитетом по природопользованию мы разработали программу снижения нагрузки на экологию от общественного транспорта. Программа рассчитана до 2030 года и предусматривает полный отказ от бензина и дизеля. Государственный транспорт будет переведен на электричество и компримированный газ (КПГ — сжатый природный газ, более экологичный и дешевый, по сравнению с бензином, дизельным топливом и пропаном — ред.) в соотношении 50/50. Негосударственных перевозчиков, которые будут работать по нашему заказу, мы планируем к 2030 году полностью перевести на газ.

«Программа рассчитана до 2030 года и предусматривает полный отказ от бензина и дизеля. Гостранспорт будет переведен на электричество и газ»

Процесс будет идти постепенно — по мере создания инфраструктуры: строительства газозаправочных станций и обеспечения их газом со стороны «Газпрома». Сейчас на аукционах будут разыграны лоты на 6 лет — с 2022 года по 2028 год. Все маршруты, которые мы можем перевести на КПГ, будут переведены — там, где у нас к этому моменту будет достаточная инфраструктура, чтобы обеспечить их заправку. К 2028 году, когда мы будем объявлять следующий аукцион, количество инфраструктуры для использования газомоторного топлива должно достичь 100%. Чтобы мы все маршруты негосударственных перевозчиков могли перевести на газомоторное топливо.

— Процесс уже пошел или только готовится?

— Мы уже начали переход. Сейчас в эксплуатации у «Пассажиравтотранса» находится 10 электробусов с длительной ночной зарядкой, марки «Волгабас», и первый газовый КамАЗ на КПГ. Всего у этого перевозчика на сегодняшний день — 229 автобусов, работающих на газомоторном топливе, из них 65 автобусов были приобретены в 2020 году.

— Сеть газовых АЗС готова для увеличения числа автобусов на газе?

— В высокой степени готовности находится несколько проектов строительства газозаправочной инфраструктуры. В этом году рекордными темпами была построена газовая станция в Колпино. У нас заключено соглашение с «Газпром газомоторное топливо» — чтобы на 100% загрузить компримированным природным газом все те заправочные комплексы, которые будут построены к июлю 2022 года, когда стартует новая транспортная модель. На все 100% планируемых автобусов такого газа не хватит, поэтому будем использовать разные виды топлива, в том числе, сжиженный природный газ.

— А как с автобусами на электродвигателях?

— Мы планируем увеличить количество электробусов. Это будут все те же автобусы с длительной ночной зарядкой на автобазе, которой хватает на 250 км пробега, то есть, практически на весь день.

— А для личных автомобилей?

— Это не наша компетенция. Ничего не могу сказать. Мы отвечаем за общественный транспорт.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ — ТРАМВАИ

— Какие транспортные проекты избраны в качестве приоритетных для реализации?

— В первую очередь — создание двух веток трамвая в формате государственно-частного партнерства. Один — Купчино-Шушары, второй Шушары-Славянка. Первый мы должны сделать к 2023 году. Потому что транспортное обеспечение Шушар без трамвая невозможно. Это обычный трамвай, который мы используем на действующих трамвайных линиях в границах города, но более скоростной, потому что расстояние между остановками больше обычного в городе, и он часть пути проходит без остановок. Для него будет обеспечена полностью выделенная полоса и приоритетный проезд перекрестков.

У нас есть опыт реализации подобного проекта — это «Чижик», который показал свою эффективность и работоспособность в части, касающейся пересечения с улично-дорожной сетью. Этот опыт мы используем и все новые трамвайные линии будем обеспечивать приоритетным проездом с помощью «умных» светофоров. Такие светофоры мы в этом году планируем установить на скоростных линиях трамвая нескольких магистральных направлений — это 100-й, 55-й, 60-й. Также будем увеличить количество выделенных полос для трамвая. Какую-то часть сделаем по образу и подобию Лиговки, которая показала свою эффективность.

— Каковы перспективы проекта городской электрички?

— Мы сейчас не готовы реализовывать этот проект. Пока грузовой поток не будет выведен из черты города, использовать существующие железнодорожные пути под пассажирскую работу невозможно. Поэтому сначала надо построить северо-восточный грузовой обход Санкт-Петербурга. Этот проект у нас в приоритете. Пока он не будет реализован, говорить о городской электричке преждевременно.

«Пока грузовой поток не будет выведен из черты города, использовать существующие железнодорожные пути под пассажирскую работу невозможно»

Проект грузового обхода постепенно развивается. РЖД совместно с Минтрансом, Минобороны и правительством Ленинградской области обсуждают трассировку. С учетом того, что 2020 год был не самым удачным для экономики, часть инвестиционных проектов сдвинулась по срокам. Как только будет утвержден график реализации северо-восточного обхода, можем начинать говорить про городскую электричку.

— С проектом кольцевой пассажирской железной дороги вокруг Петербурга такие же проблемы?

— Конечно. Она ведь тоже предполагает использование существующих внутригородских железнодорожных путей. В рамках нашей компетенции мы делаем предпроектный расчет эффективности создания кольца. А то, что касается полукольца от Балтийского до Финляндского вокзала, которое утверждено и заложено в Концепции развития железнодорожного узла, а также двух диаметров — обо всем этом тоже можно будет говорить только после реализации северо-восточного обхода и вывода грузовых потоков с территории Петербурга.

КОДЕКС ТАКСИСТОВ

— Почему вы решили создать кодекс этики таксистов в Петербурге?

— Мы провели опрос жителей и 96% участников опроса сказали, что такой кодекс нужен — некий свод правил поведения таксистов, как, впрочем, и пассажиров, которые иногда тоже ведут себя неадекватно. Когда у людей возникают претензии, им нужно опираться на какой-то документ. И нам для применения государственных мер реагирования нужен нормативный акт, утвержденный распоряжением комитета. Корпоративных правил таксомоторных компаний недостаточно, потому что у нас помимо них есть и частные извозчики — люди, которые сами купили машину, получили лицензию, подключились к агрегатору и работают как такси. Агрегаторы за них формально не отвечают.

— Как будет выглядеть этот кодекс?

— Фантазировать и что-то изобретать мы не будем. В Кодексе будет записано все то, что и так все знают, кто родился в культурной столице России. Это будет некий свод правил нормального поведения участника перевозочного процесса — таксиста и пассажира. Помимо этого мы хотим ввести единый цвет машин такси в Петербурге и Ленинградской области. Это будет требование при выдаче новой лицензии или продлении старой.

«В Кодексе такистов будет записано все то, что и так все знают, кто родился в культурной столице России»

Мы сейчас внимательно обсуждаем все эти вопросы с таксомоторными компаниями (в том числе и с агрегаторами). Мы взяли за основу те кодексы, которые сегодня разработаны у крупнейших таксомоторных компаний, и на их основе делаем единый общий стандарт обслуживания таксомоторными перевозками в Петербурге.

Это важно еще и потому, что повышается востребованность таких перевозок при планируемом расширении зоны платной парковки. Опыт наших коллег из Москвы говорит о том, что у них с расширением зоны платной парковки резко возрос спрос на такси и каршеринг. И мы тоже в эту сторону двигаемся.

ТРАМВАЙ — КАК АКСИОМА

— Какие еще новшества у вас запланированы?

— Глобальный проект модернизации городского электрического транспорта. Сворачивать трамваи и троллейбусы мы не будем точно. Это аксиома, у нас трамвай после метро самый везущий вид транспорта. Мы будем развивать трамвай и троллейбус с увеличенным автономным ходом. Там, где есть троллейбусные линии, будем их продлевать. В прошлом году продлили троллейбусный маршрут № 46 на проспекте Ветеранов. Машины новые, пользуются хорошим спросом у жителей новых жилых кварталов, люди ездят и все довольны. Так что электробус длительной ночной зарядки, трамваи и троллейбусы — вот наши приоритеты в части, касающейся электрического транспорта.

«Сворачивать трамваи и троллейбусы мы не будем точно. Это аксиома, у нас трамвай после метро самый везущий вид транспорта»

Модернизация предусматривает обновление материально-технической базы. Это тяговые подстанции и трамвайные пути. Также — «умные» светофоры, чтобы обеспечивать приоритетный проезд, и закупка нового подвижного состава. В этом году мы предъявим горожанам 13 новых трамвайных вагонов — 11 «богатырей» и два новых трамвая «Витязь Ленинград». Все они будут низкопольными и уже в апреле поедут по маршрутам нашего города.

В этом году начинаем проектирование парка на 420 электробусов — в Красногвардейском районе, около депо «Чижика», на территории бывшего 11-го трамвайного парка. К 2023-му году надеемся его построить. В этом году мы закончим реконструкцию автобусного парка на Хрустальной улице. И примерно летом сдадим новый парк на 240 автобусов, в том числе, с оборудованием под газомоторное топливо.

Транспортная реформа

Изначально транспортная реформа должна была начаться в в Петербурге в 2020 году, однако из-за пандемии коронавируса власти решили перенести её на 2022 год. Согласно планам чиновников, в ходе реформы все «коммерческие» маршрутки города будут переведены на социальный тариф (с соответствующими льготами). Частные транспортные компании будут участвовать в конкурсе на право заключения договоров в течение следующих 6 лет. Ряд маршрутов при этом планируют оптимизировать, сократив или изменив путь следования автобуса.

Госконтракты получат перевозчики, которые смогут закупить современную технику с кондиционерами и низким полом (всего около 2,7 тыс. единиц техники разного размера). Что касается модели оплаты работы перевозчиков, то она также изменится — город будет забирать себе всю выручку за проезд, а компаниям будут платить за пройденные километры. По расчетам комитета по транспорту (были опубликованы в начале прошлого года), в период с 2020 по 2026 гг. на реформу из бюджета Петербурга будет выделено более 177 млрд руб.

Повтор публикации от 06.04.2021 

Авторы
Теги