Есть ли гендерная дискриминация в петербургских компаниях?

Более трети петербуржцев (37%) считают, что в России существует дискриминация женщин при найме на работу, а также при повышении их статуса и зарплаты. Об этом свидетельствуют результаты опроса соискателей и работодателей, проведенного платформой онлайн-рекрутинга hh.ru для РБК Петербург. Исследование было представлено на совместной дискуссии РБК Петербург и HeadHunter Северо-Запад «Женщины на рынке труда. Работницы и работодательницы».
Онлайн-опрос среди соискателей HeadHunter и работодателей из всех федеральных округов РФ проходил с 30 января по 6 февраля 2023 года, в нем приняли участие 2490 респондентов из Петербурга.
О дискриминации женщин
Как показывают результаты исследования, наиболее часто дискриминация женщин встречается в сфере искусства, развлечений и масс-медиа (дискриминацию признали 49% опрошенных из этой отрасли). Далее следуют: юридическая сфера (48%); туризм, гостиничная и ресторанная сфера (45%); производственные и сельскохозяйственные компании (44%); сфера строительства и недвижимости (43%). Меньше всего о дискриминации женщин в карьере говорили рабочие (21% из этой категории заявили о дискриминации); менеджеры по персоналу (26%), госслужащие и сотрудники НКО (27%).
Вместе с этим 24% опрошенных петербуржцев отметили, что в прошлые годы дискриминация женщин встречалась чаще, чем сегодня. А 31% респондентов сообщили, что дискриминации в их профессиональной сфере нет вовсе. Что касается менеджмента, то для половины петербуржцев (51%) не имеет значения, работать под руководством женщины или мужчины. 34% опрошенных хотят работать под руководством мужчины и 12% — отдают предпочтение руководителю-женщине.
Как меняется рынок труда
2022 год сильно изменил рынок труда в гендерном вопросе, отмечает руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад Мария Бузунова. Работодатели стали чаще рассматривать и приглашать женщин в тех профессиональных сферах, где традиционно выше доля мужчин. Например, как показывают данные HeadHunter, в сфере безопасности по итогу 2022 году женщин приглашали на вакантные места на 6% чаще, чем в 2021 году. В автомобильном бизнесе динамика найма женщин составила по итогам года 3%; в строительстве и недвижимости — 2%; в сфере транспорта, логистики и перевозки — 1%; в сфере добычи сырья — тоже 1%, при том, что мужчины в этой отрасли закрывают 74% новых вакансий.
Как отмечает Мария Бузунова, данные общероссийского исследования показывают, что в этом году женщины на 12% чаще, чем мужчины готовы менять работу. По данным платформы онлайн-рекрутинга, соискательниц интересуют такие сферы как ИТ (туда хотят попасть 25% опрошенных), административный персонал, искусство, масс-медиа, реклама, маркетинг. «А такие сферы как производство, строительство, добыча сырья, автобизнес, увы, пока находятся в конце списка и интересуют не более чем 2% опрошенных женщин. То есть, в перспективе 2023 года количество женщин, которые готовы работать в преимущественно «мужских» сферах, не закроет полноценно кадровый запрос работодателей. Возможно, это связано с тем, что специфика работы, механика труда, график и прочие нюансы в данных сферах еще недостаточно заточены под женщин», — говорит Бузунова.
По мнению Юлии Сахаровой, руководителя hh.ru Северо-Запад, компаниям, которые хотят принимать женщин в традиционно «мужские» профессии, придется серьезно перестраивать производственные процессы: упрощать и «дробить механику», добавлять оборудование, облегчающее работу, а также улучшать рабочее пространство, начиная с раздевалок и душевых и заканчивая рабочим графиком для женщин.