Из петербургского метро пропали 15 млн пассажиров
За девять месяцев 2015 года пассажиропоток петербургской подземки снизился более чем на 15 млн человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (около 2,7%). Об этом сообщает пресс-служба ГУП «Петербургский метрополитен» со ссылкой на первого заместителя председателя комитета по транспорту Смольного Елену Осинцеву.
Снижение обусловлено объективными причинами, говорят в метрополитене: «В первую очередь, речь идет о возросшем количестве личных автомобилей у петербуржцев и уменьшении количества трудовых мигрантов, которые из-за падения курса рубля покинули наш город». За девять месяцев метрополитен перевез 542 млн пассажиров - это около 41% от всех пассажиров, воспользовавшихся общественным транспортом в Петербурге.
Себестоимость перевозки одного пассажира на сегодняшний день превышает 35 рублей (в прошлом году за этот же период она была чуть выше 31 рубля), говорят в метрополитене. При этом городская субсидия в перерасчет на один жетон за год увеличилась всего на 1 рубль.
В настоящее время Смольный готов повысить стоимость проезда в метро и добавить субсидий ГУПу. Проект городского бюджета на 2016 год (поступил сегодня в городской парламент) сверстан исходя из цены жетона метро 40 рублей, поездки на наземном транспорте — 35 рублей. Субсидия городским перевозчикам, включая метрополитен, увеличена на 1,3 млрд — до 22 млрд рублей.
Летом, напомним, на «нулевых» чтениях бюджета петербургский метрополитен поднимал вопрос об увеличении стоимости разовых жетонов до 43 рублей, сообщала депутат Законодательного собрания Петербурга Ирина Иванова (член бюджетно-финансового комитета парламента). Депутат также уточнила, что тогда же обсуждался вариант повышения тарифа по наземному транспорту до 37 рублей.
Петербургские оппозиционеры считают повышение стоимости проезда до 40 рублей совершенно неприемлемым, поскольку оно существенно превышает уровень инфляции.
Более того, некоторые из народных избранников жалуются на непрозрачность финансовых потоков в метрополитене. Депутат Максим Резник, в частности, ранее просил главу ГУП «Петербургский метрополитен» Владимира Гарюгина объяснить, как контролируется продажа жетонов в подземке.
Таким же вопросом задавался глава общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков, который не понимает, «с какой стати метрополитену предоставили привилегию» торговать жетонами «без контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности». В беседе с «Коммерсантом» он напомнил, что в московском метрополитене при оплате проезда тоже не выдают полноценных фискальных чеков, хотя Москва уже отказалась от жетонов и перешла на бумажные проездные. «Фискальный чек служит гарантией того, что налоги уплачиваются в полном объеме. Так это или нет, может показать только внутренняя отчетность или внешний аудит, но он, как правило, проводится аффилированными с метрополитеном структурами. В открытом доступе этой информации нет, получается государство в государстве», — сказал Аншаков изданию.
Глава метрополитена В.Гарюгин, в свою очередь, заявил, что в метро существует «надежная» и «работоспособная» система учета жетонов, поэтому выдавать кассовые чеки пассажирам при оплате проезда необязательно. Принцип работы этой системы, пишет В.Гарюгин в ответе М.Резнику, заключается в том, что на каждом из этапов движения жетонов (склад, кассы, турникеты) их количество документируется и сотрудники, которые это фиксируют, несут за свои действия материальную ответственность. Из турникетов жетоны выгружает специальная комиссия, которая снимает показания счетчиков и сверяет количество жетонов с количеством проходок через турникеты. Если их количество не совпадает, потери компенсируют кассиры за счет своей зарплаты.
По словам В.Гарюгина, за реализацией жетонов в метро существует не только внутренний контроль, но и внешний: ревизию в ГУПе проводят налоговые инспекторы Федеральной налоговой службы.