Подходы к портам Северо-Запада могут построить на деньги пенсионеров
Правительство РФ собирается исключить из пакета Фонда национального благосостояния четыре инфраструктурных проекта на общую сумму 126,7 млрд руб., пишет Газета.ру. Под сокращение попала программа РЖД «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России».
В то же время, как объявила компания ОАО «РЖД», сокращаемые Фондом программы по развитию железнодорожной инфраструктуры (всего исключены три такие программы РЖД) не закрываются, а будут реализовываться по другой финансовой схеме. «На заседании правительственной комиссии по транспорту принято решение о целесообразности замещения средств ФНБ средствами пенсионных накоплений посредством выкупа инфраструктурных облигаций ОАО «РЖД», — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РЖД.
Руководитель департамента финансов НИУ «ВШЭ-Санкт-Петербург» Елена Рогова допускает возможность привлечь для выкупа облигаций «средства пенсионных накоплений», то есть Пенсионный фонд РФ (ПФР). «В принципе такой вариант возможен, поскольку у инфраструктурных облигаций РЖД риск невысокий. К тому же, ПФР нуждается в зарабатывании денег и ему нужно расширять спектр инструментов, в которые он может вкладывать свободные средства. При всем дефиците средств у него запланированы вложения в прибыльные низкорисковые инструменты, как это делается во всем мире». Впрочем, прецеденты вложения средств ПФР в подобные ценные бумаги российских компаний ей не известны.
Проект «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Запада России» в цифрах:
Сроки — 2015-2024 годы
Инвестиции — 474,6 млрд руб., из них 95,4% — собственные средства РЖД, 22 млрд руб. планировалось привлечь из ФНБ
Цель — обеспечить пропуск 301,8 млн тонн грузов.
Надо отметить, что некоторые владельцы терминалов в портах вынуждены сами финансировать строительство инфраструктурных проектов, не дождавшись запуска программы РЖД (финансирование программы Фондом так и не началось). Например, в порту Усть-Луга сегодня запущены новые железнодорожные подходы к многопрофильному перегрузочному комплексу «Юг-2». Инвестиции в проект в размере 500 млн руб. обеспечила компания «Транспортно-логистический комплекс» (ТЛК — управляющая компания по развитию МПК «Юг-2»). Представитель компании отказался назвать причину, почему компания решила вкладываться в железнодорожную инфраструктуру. Однако известно, что пути были построены за четыре месяца (с марта по июнь 2016 года) в том числе и для нужд «Фосагро», который в последние месяцы увеличивает объемы экспорта.