На каких машинах начнут ездить петербуржцы в ближайшие годы?
«События конца февраля ввергли автомобильный рынок в пучину страстей. Весь 2021 год дилеры зарабатывали столько, сколько не зарабатывали, наверное, никогда. Такая маржинальность, возможно, была только в конце девяностых. Но подобных объемов продаж точно раньше не было», — описывает изменения, произошедшие в автодилерском бизнесе за последние полгода, основатель Университета продаж и эксперт авторынка Виталий Новиков.
Однако после того, как европейские (и не только европейские) автоконцерны один за другим стали заявлять о сокращении активности на российском рынке или об уходе с него, перед всеми дилерами встал один и тот же вопрос: каким китайским брендом заместить потерянные контракты с европейскими, американскими и пр. автоконцернами. В разговоре с РБК Петербург Виталий Новиков поделился прогнозами относительного того, насколько в принципе реалистична такая замена и в какие сроки ее можно осуществить.
Сделано в Китае
«Выбирать среди китайских автопроизводителей непросто, учитывая, что в Китае больше сотни автомобильных брендов, а в России пока представлена лишь малая их часть. Некоторые еще помнят, как в конце 1990-х на рынок пришли страшные даже для нас (видавших автомобили разного качества) машины Xin Kai. И в Китае до сих пор есть автопроизводители, выдающие продукт весьма невысокого качества.
У такого продукта в России шансов нет даже в условиях дефицита. Но костяк китайского автопрома перешел на выпуск вполне приличных и довольно надежных машин. Политика партии дала свой результат: собрав технологии, заключив нужные лицензионные соглашения, развив собственные центры разработки и дизайна, китайцы сильно рванули вперед. И теперь, по большому счету, на них вся надежда.
«Политика партии дала свой результат: собрав технологии, заключив нужные лицензионные соглашения, развив собственные центры разработки и дизайна, китайцы сильно рванули вперед. И теперь, по большому счету, на них вся надежда».
Какие китайские марки придут в первую очередь? Те, кто уже начинал работать в России и уходил, либо сдерживал свой напор. Dongfeng, Zotye, Changan, FAW и их дочерняя марка Haima. Будут ли они покупать или строить здесь заводы? Маловероятно. До сих пор китайцы старались организовать отверточную сборку с привлечением местных партнеров. Geely открыли завод в Белоруссии, Great Wall ведет переговоры по созданию производства в Молдавии. Хотя, есть хороший прецедент — Haval Motors открыл в 2019 году в Тульской области завод полного цикла. И, судя по результатам продаж, не прогадал.
Желания и возможности
Однако что касается вероятности появления в РФ множества пока неизвестных нам брендов из КНР, то здесь прогнозы могут быть разные. С одной стороны, выход на новый рынок даже для сильного автопроизводителя — дело хлопотное и затратное по времени. В одночасье заменить Volkswagen или Peugeot не получится. Неслучайно некоторые китайские автопроизводители уже попробовали российский рынок и решили не рисковать. С другой стороны, тогда на рынке была жесткая конкуренция. Сейчас ситуация принципиально меняется, поэтому китайцы могут пересмотреть свои стратегические планы. В этом случае судьба автодилерского бизнеса в РФ будет зависеть от ответов на два непростых вопроса.
Во-первых, доживут ли автодилеры до большого китайского вторжения, если оно все-таки состоится? Проще будет тем, чье местоположение привлечет уже успешных в России китайских производителей. Тем же, кому придется рассчитывать на приход новых для России игроков из Поднебесной, нужно запастись терпением. Даже если Baojun, SAIC, Hongqi или Xpeng захотят прийти в Россию, им потребуется время на создание представительства и сертификацию продукции по российским стандартам. А это, даже по оптимистичной оценке, займет год-полтора, что делает незавидной судьбу автосалонов, не обладающих уникальной локацией в черте города или в пригородах вблизи крупных жилых массивов.
Нужно ли это нам
Второй принципиальный вопрос — на какую отдачу от российского рынка могут рассчитывать китайские автобренды. Это, в свою очередь, зависит от того, как примут потенциальные клиенты новые авто из Китая? Какого они будут качества, вида, и по какой цене будут предложены российскому рынку? Как уже было сказано выше, китайский автопром сильно вырос в качестве, но пока машины из КНР в среднем уступают европейским по целому ряду потребительских характеристик. А те, которые не уступают, стоят вполне заметных денег.
С одной стороны, прогресс китайского автопрома российские покупатели уже оценили рублем. Динамика роста продаж китайских машин в РФ впечатляющая. За 2021 год Haval увеличил продажи более чем вдвое, Chery — втрое, а Geely — на 59%. По объему продаж они уже сравнялись с Mitsubishi и Mazda. В некоторых классах автомобилей китайцы вошли в ТОП-10. Самые популярные модели сегодня: Geely Coolray, Geely Atlas, Chery Tiggo 7 и Haval Jolion. Пока ни одна из китайских машин не вошла в абсолютный ТОП-10 продаж на нашем рынке, и даже в ТОП-25. Но! По итогам 2022 года наверняка войдут.
С другой стороны, за последнее время машины подорожали почти вдвое, а зарплаты российских покупателей не выросли. Это значит, что даже с появлением в свободной продаже машин новых китайских брендов, до отметки в 1,67 млн шт., как это было в 2022 году, рынок может не дотянуть. Ведь сейчас китайский седан стоит около 1,5–2 млн, кроссовер 2–3 млн руб. Для потребителя это означает кредит, обслуживание которого будет обходиться в 30–70 тыс. руб. ежемесячно. И без того закредитованному населению это может оказаться не по силам. Да и смельчаков, готовых брать кредит в нынешней экономической ситуации, едва ли будет много.
«За последнее время машины и так подорожали почти вдвое, а зарплаты российских покупателей не выросли. Это значит, что даже с появлением в свободной продаже машин новых китайских брендов, до отметки в 1,67 млн шт., как это было в 2022 году, рынок может не дотянуть».
Сейчас ажиотаж спал по сравнению с весной 2022 года, и в открытой продаже есть и японские, и корейские автомобили. И не видно ураганного спроса. Так что продажи китайских машин тоже будет ограничивать падающая покупательная способность россиян.
Нужно ли это им
Иными словами, перспективность российского рынка с учетом его текущей динамики для китайских автомобилестроителей будет как минимум неочевидной. Если домашний китайский рынок в 2021 году поглотил 25,6 млн новых авто, то весь российский рынок в 2022 году может не достичь 1 млн экземпляров. А значит, для активных действий нет повода, если только не опираться на будущую перспективу, оценить которую можно максимум в 3 млн новых авто за год.
Неудивительно, что сейчас китайские компании занимают выжидательную позицию. Они не отказываются от поставок в Россию, но и не максимизируют свои усилия в поставках. Машины в наличии есть, но модельная линейка сужается. Это еще не дефицит, но продавцы все равно завышают рекомендованные цены, хоть и не в таком размере, как продавцы корейских и японских машин. Покупатель может купить машину из наличия, но вероятность купить ее по цене производителя невысока.
Река second-hand
Таким образом, перспектива замещения выпавших из ассортимента автобрендов китайскими выглядит весьма туманной для очень многих автодилеров. Некоторым из них поможет держаться на плаву бизнес на автомобилях с пробегом. Пока ввоз в Россию подержанных авто из Китая — это тонкий ручеек, но в ближайшее время он может превратиться в бурную реку. Пионерами здесь стали премиальные китайские автомобили, преимущественно электромобили. Сейчас многие системные игроки и новички-энтузиасты ищут подходы к импорту подержанных автомобилей из КНР. Их привлекает наличие, цена и небольшие пробеги предлагаемых автомобилей. И речь идет не только про китайские марки. На китайском рынке много европейских и японских машин. И они в богатых комплектациях, с малым пробегом и в хорошем состоянии.
Стоит учесть и то, что Япония запретила экспорт подержанных машины в Россию, а это более 70 тыс. в год. Китайцы могут претендовать если не на весь этот объем, то на заметную его часть. На развитие импорта подержанных машин из Китая будут толкать и системные игроки, чьим хлебом до сих пор была поставка машин из Японии. Им нужно держать бизнес на плаву, сохранить кадры, ресурсы и клиентскую базу.
«Скорее всего, 2022 год станет годом пробы пера по китайскому направлению в первую очередь для российских импортеров автомобилей с пробегом. Они же ввезут первые новые автомобили, возможно, оформив их как машины с пробегом».
Развитие импорта подержанных автомобилей еще подстегнет продажи новых китайских машин за счет давления массы предложения и повышения известности брендов и моделей. Скорее всего, 2022 год станет годом пробы пера по китайскому направлению в первую очередь для российских импортеров автомобилей с пробегом. Они же ввезут первые новые автомобили, возможно, оформив их как машины с пробегом. За этой работой будут внимательно смотреть китайские автопроизводители и принимать решение на основании динамики продаж. Но их активные действия ив увидим в лучшем случае в конце 2023 года».
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.
Повтор публикации от 04.07.2022