Ленобласть начала бороться с безработицей «методом Рузвельта»
Власти Ленинградской области приступили к активному использованию общественных работ как инструмента поддержки рынка труда во время кризиса. Регион заметно расширил спектр таких работ, в сравнении с докризисным временем, а также увеличил размер начисляемого за них вознаграждения. Эксперты РБК Петербург оценили эффективность прямого участия государства в сфере занятости.
Работа за 2 МРОТа
Как рассказали в пресс-службе комитета по труду и занятности Ленобласти, в мае в регионе была перезапущена программа общественных работ. Если до эпидемии коронавируса в общественных работах могли участвовать только безработные граждане, то в рамках обновленной программы — также и сотрудники предприятий, приостановивших работу из-за ограничительных мер. Затраты работодателя на оплату труда временно занятых компенсируются из областного бюджета. Зарплата участников общественных работ составляет два МРОТа, или 24,2 тыс. руб. в месяц, пояснили в комитете по труду и занятости.
С 25 мая в Ленобласти стартовали общественные работы в сфере дорожного хозяйства: работники вырубают деревья и кустарники вдоль трасс, убирают мусор в полосе отвода, занимаются очисткой и мойкой дорожных знаков, покраской автобусных остановок. В этой сфере уже занято 130 человек.
С 1 июня регион предложил еще один вид общественных работ — в сфере активного отдыха и туризма. Тут временные сотрудники занимаются обустройством экологических маршрутов на особо охраняемых природных территориях. По данным комитета по труду и занятости Ленобласти, в ближайшее время планируется запустить новые направления в сфере озеленения и благоустройства, ухода за пожилыми людьми, обслуживания пассажирского транспорта.
В Петербурге ситуация с общественными работами отличается от областной. Смольный пока только рассматривает возможность введения дополнительных меры поддержки для тех, кто потерял работу из-за распространения коронавируса, сообщили в пресс-службе городского комитета по труду и занятости.
По пути Рузвельта
Эксперты полагают, что прямое госрегулирование рынка труда, одним из видов которого являются общественные работы, во время кризиса может быть оправданным.
«Если обратить внимание на опыт США в применении госрегулирования во время экономического кризиса, то Америка в свое время получила положительный опыт в этой сфере. Например, общественные работы как элемент госрегулирования стали массово использоваться во времена Рузвельта, и тогда миллионы людей получали господдержку через непривычную для них работу (как вариант, дорожное строительство). В условиях кризиса это был единственный вариант получать деньги за свой труд», — комментирует профессор СПбГЭУ Николай Межевич.
«Вместе с тем, как мы помним, у Рузвельта было немало оппонентов, которые полагали, что государство не должно вмешиваться в экономику, что рынок все отрегулирует самостоятельно и наилучшим образом. Но сложность в том, что к моменту, когда рынок сам себя отрегулирует, спасать будет некого — это касается граждан, оставшихся в результате кризиса без работы. Мне лично кажется, что положительный опыт США в части госрегулирования в экономике вполне может быть эффективно применен и в России», — заключает эксперт.
С ним согласна директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Ирина Ильина. По ее мнению, общественные работы могут быть вполне эффективным инструментом госрегулирования. Например, во время одной из волн безработицы в Австралии в начале ХХ века власти ввели общественные работы по строительству мостов. Таким образом была обеспечена не только занятность населения, но и строительство важных для страны инфраструктурных объектов, напоминает она.
Краткосрочное воздействие
Вместе с тем, слишком медленное внедрение этой меры нивеллирует большую часть позитивного эффекта, который она может обеспечить, считают эксперты. «Госрегулирование, и в том числе общественные работы, нужно было внедрять еще в конце марта, когда были введены ограничения на работу предприятий. Сейчас же эти меры (а также другие объявленные виды поддержки экономики) выглядят запоздалыми», — считает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.
По мнению Николая Межевича, в Петербурге и Ленобласти, которые не являются лидерами среди регионов по безработице, общественные работы вряд ли будут носить массовый характер. «Такая мера поддержки будет более актуальна в других регионах, например, на юге, где официальных безработных в полтора-два раза, чем в Петербурге и области», — добавляет он.
«Тип общественных работ, который предлагают власти, специфический: в основном физический труд на открытом воздухе. Он не вяжется с образом жизни основной массы местных жителей Петербурге и Ленобласти. На работу на открытом воздухе скорее согласятся приезжие из регионов или из других стран. Но на них действие новой программы не распространяется», — поясняет Елена Кудрявцева, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге.
Николай Межевич напоминает, что введение общественных работ — это оперативная мера поддержки экономики, способная ненадолго смягчить проблемы на рынке труда. Более важны стратегические шаги государства, которые могут растянуться на несколько лет — например, создание новых постоянных рабочих мест за счет стимулирования работы предприятий, заключает он.