Петербургский игрок ворвался в десятку крупнейших онлайн-продавцов
По итогам 2018 года в топ-10 крупнейших интернет-магазинов России, который составили аналитики агентства Data Insight, попал петербургский ретейлер СТД «Петрович». Последний раз в десятке лидеров из Петербурга был «Юлмарт», но в результате конфликта акционеров он рухнул на 17-ю строчку рейтинга.
Оборот оптимизма
Оборот компании СТД «Петрович» вырос на 38% в 2018 году, до 18 млрд руб., следует из данных аналитики Data Insight. С таким показателем СТД «Петрович» поднялся на пять строчек в рейтинге и оказался на 10 месте. В целом оборот СТД «Петрович» с офлайновым звеном вырос на 30,55%, до 49,3 млрд руб. Игорь Колынин, директор по маркетингу СТД «Петрович», объясняет, что рост происходит за счет эффективной работы по привлечению новых клиентов и регулярному улучшению сервиса.
По ожиданиям компании в этом году рост продаж в онлайне будет чуть меньше. «Хотя первый квартал вселяет оптимизм», — отметил Колынин. По его словам, компания планирует и дальше подниматься в рейтинге Data Insight, так как исследование строится исключительно на данных о росте продаж, а это — ключевая цель СТД «Петрович».
Иван Федяков, генеральный директор INFOline, называет позиции ретейлера в рейтинге ожидаемыми: «СТД «Петрович» — один из немногих, кто изначально делал ставку на омниканальность, это заложено в концепции компании, поэтому в рейтинге он опережает даже IKEA (ИКЕА) и Leroy Merlin («Леруа Мерлен»). Возможно, в будущем они смогут обогнать петербургского игрока, но сейчас «Петрович» — игрок с колоссальным потенциалом развития как в Москве, где пока всего 5 объектов, так и в регионах».
Теряет посетителей
До сих пор из петербургских компаний в десятке лидеров рейтинга был только «Юлмарт»: на 2 месте в 2016 году с оборотом 38,8 млрд руб. и на 8 месте в 2017 году, с оборотом 23,1 млрд руб. В результате конфликта акционеров компания стала стремительно терять позиции. В 2018 году ретейлер упал на 17 строчку рейтинга с оборотом 9,9 млрд руб., что на 57% меньше, чем годом ранее.
Недавно компания сообщила о завершении оптимизации, в результате которой вышла из ряда регионов и заметно сократила свое присутствие в Петербурге и Москве. Количество заказов в прошлом году уменьшилось в два раза: на 53%, до 2,8 млн заказов, подсчитали аналитики Data Insight. По данным сервиса SimilarWeb, количество посещений сайта ulmart.ru сократилось c 25,3 млн посетителей в январе 2017 года до 8,4 млн в январе 2019 года.
В 2018 году онлайн-ретейлер открыл 14 центров исполнения заказов нового формата площадью 300–1000 кв. м. Инвестиции в открытие одного объекта составляют до 2 млн руб. В этом году «Юлмарт» планирует продолжить открытия. Сейчас сеть ретейлера насчитывает 400 пунктов продаж разного формата (из них 7 центров исполнения заказов в Петербурге и 8 — в Москве).
На войне бюджетов
Игорь Колынин не опасается, что СТД «Петрович» повторит судьбу «Юлмарта»: «Петрович» — прибыльная компания. Сбалансированного роста мы достигаем как за счет увеличения числа новых клиентов, так и более глубокой работы с лояльными покупателями. Сравнивать «Петрович» с Юлмартом невозможно ни по одному параметру. Разве что — по городу происхождения».
«Сравнивать «Юлмарт» и «Петрович» действительно сложно, у «Петровича» каждая стройбаза рентабельна, а развитие идет очень аккуратно», — говорит Иван Федяков.
Однако отсутствие региональных игроков в рейтинге крупнейших онлайн-ретейлеров он называем симптоматичным. «Когда-то петербургские компании занимали заметное место в рейтинге. Но от конкуренции инноваций рынок перешел к сухой войне цифр, бюджетов, произошло вытеснение региональных игроков, потому что невозможно бороться с тем же «Утконосом» (интернет-гипермаркет по продаже продуктов — ред.), в которого много лет инвестирует Алексей Мордашов (основной владелец «Северстали» — ред.). Это печально, но ожидаемо. Просто наступила другая фаза развития рынка», — констатирует Иван Федяков.