Петербургский порт открывает новую морскую линию в Индию, Китай и Эмираты
Новую регулярную морскую контейнерную линию, соединяющую Юго-Восточную Азию с Большим морским портом Санкт-Петербурга (БМПСПб), открывает ООО «Терминал Морской Рыбный Порт» (ТМРП). Первое судно, контейнеровоз «RC Ocean», прибудет на петербургский терминал 10 декабря 2023 года.
Азия — Петербург
Морская линия, предлагающая контейнерный сервис, создана компанией ООО «ТМРП» совместно с контейнерными перевозчиками — компаниями «E-Line» и «NECO Line Asia». Как сообщили РБК Петербург в ООО «ТМРП», по плану суда должны заходить на терминал каждые 10-14 суток. В рамках сервиса будут осуществляться регулярные отгрузки из основных портов Индии, Китая, Малайзии, Индонезии, ОАЭ, Бангладеш — таких, как Циндао, Шанхай, Гуанчжоу, Мундра, Карачи, Джабаль-Али и др.
В Петербург порядка 700 контейнеров будут привозить автозапчасти и готовые автомобили китайских брендов, различное оборудование, рефрижераторные грузы (продукты питания). На экспорт, 600-650 контейнерами, будут возить в основном удобрения, сырье, стройматериалы, продукты птицеводства. Помимо «RC Ocean» грузы будут возить также контейнеровозы Zhong Peng You Yi, «Кристалл Санкт-Петербург», Hua Xin 678 и HT Silver. Все они относительно небольшие, вместимостью 1000 — 1700 TEU каждое.
Компании E-Line и NECO Line Asia планируют в 2024 году развивать совместный сервис в Петербурге, привлекая новых клиентов, расширяя географию судозаходов и добавляя новые порты трансшипмента на Ближнем Востоке и ЮВА.
На волне «перестройки»
В 2022 году все основные логистические цепочки, которые использовала Россия, были сначала разорваны, затем радикально перестроены. Петербург как портовый город и транспортный хаб от этой перестройки пострадал едва ли не больше всех. Физический грузооборот БМПСПб в 2022 году сократился, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, на 37,5%.
В 2022 — 2023 годах в БМПСПб происходила перестройка морских грузоперевозок с Европы на страны Юго-Восточной Азии — увеличивались объемы перевозок по действующим морским линиям и открывались новые. Такому развитию способствовали благоприятные для Петербурга условия на рынке — из-за перегруженности российских портов на Дальнем Востоке экономически оказалось весьма эффективным возить грузы в порты Северо-Запада, в том числе в БМПСПб, даже из отдаленных портов Китая, Африки и Латинской Америки. Это обстоятельство стимулировало целый ряд попыток по открытию новых морских линий в БМПСПб.
Контейнерный бум
Как ранее сообщал РБК Петербург, в 2023 году начался бум открытия новых линий между Петербургом и странами Юго-Восточной Азии. Так, в середине марта 2023 года группа FESCO сообщила о запуске прямого морского сервиса из портов Китая в Санкт-Петербург через Суэцкий канал без перегрузки в портах Европы. Также с середины марта китайская транспортная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping (группа Torgmoll) наладила регулярные перевозки пятью контейнеровозами (2,5 тыс. TEU каждый) между «Первым контейнерным терминалом» БМПСПб, контролируемым группой «Дело», и китайскими портами Циндао, Шанхай и Гуанчжоу. Запустила свой сервис на Санкт-Петербург и компания OVP Shipping. Недавно к ней присоединилась в качестве партнера компания Safetrans (принадлежит сингапурской Transfar Shipping). Сервис предлагает заходы в порты Циндао, Шанхай, Нинбо, Наньша, Порт-Келанг, Танжер-Мед, Санкт-Петербург.
Оператор международных контейнерных линий «Транзит» сообщил о запуске прямого морского контейнерного сервиса из Китая в Санкт-Петербург по маршруту Шанхай — Нинбо — Сямынь — Наньша — терминал КТСП (входит в Первую Портовую Компанию) в БМПСПб. Кроме того, на северо–западное направление также встали суда дубайской Mountain Air Shipping (совместный сервис с российской группой «Дело») и другие операторы.
Член Правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрий Ковалев подтверждает тенденцию наращивания контейнерного грузооборота в петербургском порту. «Тенденция ожидаемая. Переполнение портов Владивостока, Находки и Новороссийска вынуждает открывать еще один путь в Россию. И петербургский порт с его развитой инфраструктурой в этом контексте выглядит вполне эффективным дополнением», — говорит эксперт. Он называет весьма перспективным наращивание контейнерных перевозок в БМПСПб для восстановления его грузооборота. «За пару лет БМПСПб имеет шанс восстановить прежний контейнерный грузооборот — при стечении благоприятных обстоятельств, таких как рост внешней торговли, отсутствие новых санкций, блокирующих судозаходы и так далее», — считает Юрий Ковалев.
Справка
Терминал Морской Рыбный Порт начал перевалку контейнеров в 2014 году и достиг уровня в 120 тысяч TEU. Выполняет весь спектр услуг, связанных с контейнерными перевозками: наряду с обработкой судов принимает и отправляет контейнерные поезда (до двух поездов в сутки), выполняет все необходимые услуги, связанные с таможенными процедурами.
Петербургская компания E-Line оперирует тремя контейнерными судами, вместимостью 1700 TEU каждое. Обеспечивает прямые судозаходы из Индии (MUNDRA), Китая (Taicang, Qingdao, Ningbo, Nansha), стран Ближнего Востока. Благодаря прямому сотрудничеству с фидерными линиями в ЮВА, компания может осуществить доставку из любого непрямого порта в ЮВА, Ближнем Востоке.
ООО «НЭКО ЛАЙН АЗИЯ» (NECO Line Asia) является оператором линейного контейнерного сервиса и работает главным образом на транспортном рынке Дальнего Востока РФ. В сферу деятельности компании входит организация перевозок в режиме импорта по направлению из Китая на территорию РФ. Компания имеет 3 грузовых судна, общей вместимостью 3187 TEU, и парк из более 2 тысяч контейнеров.