В Петербурге могут в 5 раз поднять налог на некоторые виды земель
В Смольном подготовили поправки в Налоговый кодекс, которые предусматривают повышение ставок земельного налога на категорию земель сельхозначения с 0,3% до максимально возможного уровня 1,5% в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Эту инициативу сейчас активно продвигают на федеральном уровне. Об этом 6 ноября на Петербургском налоговом форуме заявил вице-губернатор Алексей Корабельников.
Потери бюджета
Алексей Корабельников пояснил, что в городе почти вся земля сельхозназначения принадлежит застройщикам. Из-за того, что они скупили такие участки ради последующей застройки и платят за нее налог по сниженной ставке в 0,3% городской бюджет недополучает 10 млрд руб.
«Когда смотришь на карту города и анализируешь виды разрешенного использования наших земельных участков, кажется, что мы вполне себе такой сельскохозяйственный аграрный регион. И есть ожидание, что пшеницей и свеклой у нас будет весь город будет обеспечен, с лихвой еще на экспорт останется. Но по факту оказывается, что это один из способов, по большому счету, не платить земельный налог», — подчеркнул Корабельников.
Работа муниципального земельного контроля, при котором проверяющие «должны прийти на участок, убедиться в том, что там не пасутся бараны, не колосится рожь и отправить уведомления в налоговый орган», чтобы он смог доначислить налоги за предыдущий год, из-за моратория на проверки бизнеса практически остановилась, добавил вице-губернатор.
Для решения этой проблемы в Смольном разработали поправки в Налоговый кодекс. «Мы предлагаем очень простую вещь — ставку земельного налога на земли сельхозиспользования для городов федерального значения, для которых эта проблематика основная, установить на уровне 1,5%. По максимуму того, что позволяет налоговое законодательство. И дадим регионам право при определенных условиях снижать эту ставку до тех же 0,3% для тех предприятий, которые действительно занимаются сельхозпроизводством», — отметил Алексей Корабельников.
В реальности, по словам Корабельникова, сельхозпроизводством в Петербурге занимаются всего две крупные компании и около десятка мелких. Им планируют выплачивать субсидии из городского бюджета, чтобы не повышать для них налоговую нагрузку.
По данным Комитета финансов Санкт-Петербурга, в 2023 году поступления по земельному налогу в городской бюджет составили 8,4 млрд руб., в 2024 году — 11,1 млрд, в январе-сентябре 2025 года — 11,5 млрд руб., или 100,4% годового плана (1,1% всех доходов казны).
Продажа с дисконтом
РБК Петербург опросил экспертов о том, как инициатива городских властей может сказаться на земельном рынке.
Руководитель проектов департамента финансовых рынков и инвестиций NF Group в Санкт-Петербурге Сергей Дуванов отмечает, что как таковых земель сельскохозяйственного назначения в пределах Санкт-Петербурга сегодня нет. «Это другая категория земель — в границах города присутствуют только земли поселений. Даже если в документах отдельных участков все еще значится категория сельхозназначения, это, как правило, лишь формальность: процесс перевода не был завершен. Речь идет о территориях, которые ранее относились к Ленинградской области, а затем были включены в состав Петербурга. Примером могут служить Шушары или часть Пушкинского района — участки, где фактически давно ведется жилое строительство. Крупнейшие массивы таких земель находятся в Пушкинском и Петродворцовом районах, их суммарный объем можно оценить в сотни гектаров», — поясняет он.
Директор отдела земельного развития и инвестиционных проектов Nikoliers Антон Орлов выводы чиновников Смольного подтверждает — на петербургском рынке действительно присутствует часть земельных участков, которые сегодня остаются «без движения». «Ранее многие застройщики приобретали такие территории с расчетом на последующие изменения в генплане и перевод в иную категорию использования, например, под жилое строительство. Если земельный налог на участки сельхозназначения будет повышен, это станет стимулом для девелоперов активнее осваивать подобные земли — запускать проекты или, наоборот, продавать активы, которые сейчас не являются для них приоритетными с точки зрения реализации», — полагает он.
По мнению Сергея Дуванова, для девелоперов, владеющих такими активами в земельных банках, сократится горизонт планирования: если раньше они могли годами не завершать процедуру перевода участка и платить по пониженной ставке, то теперь налоговая нагрузка заставит активнее доводить документы до градостроительного статуса и запускать оборот земли.
При этом управляющий партнер Rusland SP Андрей Бойков отмечает, что перевод земель сельхозназначения под жилую застройку — это длительный и сложный процесс. «Для перевода в другую зону, необходимо принятие поправок в генплан, правила землепользования и застройки. Чтобы довести это до ума и получить разрешение на жилье, можно закладывать 5-7 лет, и есть риски, что можно вообще «не добежать» до финала», — отмечает он.
Антон Орлов добавляет, что принятие нового генплана ожидается не ранее чем через 5 лет, поэтому для многих строительных компаний увеличение налога станет ощутимой финансовой нагрузкой. «В результате мы можем увидеть рост предложения земельных участков в сельхоззонах, часть из которых, вероятно, будет предлагаться на рынке с дисконтом», — прогнозирует он. «Когда на ровном месте резко увеличивается расходная часть, собственники будут пытаться «скинуть» такие активы. Но продукт, на самом деле, не ходовой, то есть быстро продать сельхозземли по хорошей цене не получится», — подтверждает Андрей Бойков.
Генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов считает, что поправки в случае их принятия могут затронуть и настоящих аграриев. «Потому что механизма подтверждения реальной деятельности как сельхоз предприятия нет. Очень может быть, что они ударят по реальному сектору, чем по потенциальным владельцам земельных портфелей, которые хотели впоследствии переводить земли сельхозназначения под застройку», — уверен он.
Он подчеркивает, что поправки в Налоговой кодекс пока не поступили в Госдуму. По его прогнозам, добиться принятия законодательной инициативы городских чиновников на федеральном уровне будет сложно.
«С точки зрения России в целом, проблема, упирающаяся несколько сотен гектар, это не предмет, чтобы федерация рассматривала эти изменения. Даже с учетом того, что город получит дополнительно несколько миллиардов рублей. Причем в Москве давно нет такой проблемы с переводом и застройкой сельхозземель. В Севастополе, соответственно, тоже нет ничего свободного. Мне кажется, что это такое тупиковое направление, как с точки зрения налогов, с точки зрения попыток поддержать сельхозпроизводителей за счет изъятия земель из оборота у застройщиков», — настаивает Алексей Белоусов.
Повтор публикации от 06.11.2025
Ещё больше новостей — на канале РБК Петербург в Telegram