Сеть супермаркетов будет бесплатно раздавать хлеб в Петербурге
X5 Group подключила к пилотному проекту фудшеринга (от англ. food share — делиться едой) — безвозмездной передаче нуждающимся людям продуктов с истекающим сроком годности, супермаркеты «Перекрёсток» в Петербурге и Москве. Об этом сообщили в пресс-службе торговой сети. До конца октября аналогичный проект в Петербурге запускает еще один крупный ретейлер — «Магнит». Кроме хлеба, в этой сети намерены раздавать бесплатно фрукты, овощи и бакалею. На фоне социально-экономических потрясений потребность в бесплатных продуктах у малоимущих будет расти, говорят сотрудники благотворительных фондов.
Более сотни килограммов
Проект X5 Group запущен совместно с благотворительным фондом «Банк еды «Русь». Как рассказали в «Банке еды «Русь», пилотный проект по розничному фудшерингу в Петербурге включает два магазина «Перекресток» (на ул.Бухарестская, 32 и на ул.Типанова, 21). Схема сотрудничества выглядит так: работники «Перекрестков» ежедневно будут отбирать хлебобулочные изделия, срок годности которых истечет в течение 1-2 дней. Далее волонтеры фонда будут забирать из магазинов отобранные продукты и оперативно, в течение нескольких часов, распределять их среди подопечных фонда — одиноких пенсионеров и семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
«Сейчас мы ежедневно забираем по 10-15 кг продукции из каждого «Перекрестка» в Петербурге. То есть, по нашим прогнозам, объем фудшерингового хлеба в каждой торговой точке составит не менее 300 кг в месяц», — рассказала президент «Банка еды «Русь» Юлиа Назарова.
Такая программа стартовала в июле 2022 года в магазинах «Пятёрочка» Москвы и Челябинска. По данным X5 Group, в среднем каждая торговая точка за месяц собирала и передавала нуждающимся более 120 кг хлеба. В компании заявили, что планируют поэтапно масштабировать проект на большее количество магазинов в других городах России и расширять категории товаров, которые будут передаваться на благотворительность.
«У фудшеринга высокий потенциал, в ближайшие месяцы будем налаживать все необходимые процессы в супермаркетах, чтобы проект работал наиболее эффективно», — заявила директор по устойчивому развитию «Перекрёстка» Елена Воронцова.
X5 Group — не единственный крупный ретейлер, у которого есть проекты по фудшерингу в Северной столице. Как рассказала РБК Петербург руководитель по внешним коммуникациям и связям с государственными органами региона Северо-Запад сети «Магнит» Полина Бородина, компания планируют запустить пилот по фудшерингу в Петербурге ориентировочно через 2-3 недели, сейчас идет настройка бизнес-процессов. «Передавать будем широкий ассортимент продукции (хлеб, фрукты-овощи, бакалею) — всего до 300 наименований товаров», — пояснила Полина Бородина. По ее словам, в городе работает два даркстора (магазины, работающие только на онлайн-заказы), именно их подключат к сбору и передаче продуктов для фудшеринга. Аналогичный совместный проект «Банка еды «Русь» и «Магнита» был запущен в Москве в 16 дарксторах в июле этого года.
Освободить от уплаты налогов
Развитие фудшеринга в России долгое время сдерживало то, что утилизация не проданных до истечения срока годности продуктов обходилась торговым сетям дешевле. Несмотря на безвозмездную передачу продуктов, ретейлеры должны были платить за них налоги.
«В 2020 году нам удалось добиться отмены налога на прибыль при благотворительной передаче товаров или денежных пожертвований в объеме до 1% от выручки, сейчас к рассмотрению на правительственном уровне принят законопроект о фудшеринге, который предполагает отмену НДС, это сделало бы фудшеринг более выгодным, чем утилизация», — говорит президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова. Она надеется, что такой закон будет принят в скором времени.
В «Банке еды «Русь» уверены, что востребованность фудшеринга будет увеличиваться. «Потрясения последних лет приводят к росту числа нуждающихся людей, и мы ищем новые источники для их поддержки, а розничный фудшеринг — это эффективный способ помочь не только обществу, но и природе», — считает Юлиа Назарова.
За отмену НДС при фудшеринге для торговых сетей выступал Союз потребителей России. По словам председателя союза Петра Шелища, «потребность в такой помощи семьям с низкими доходами очень высока». В июле этого года в Минпромторге заявили о целесообразности развития фудшеринга в России. По экспертным оценкам, если торговые сети будут передавать на благотворительность пищевую продукцию с коротким сроком годности, то это может поддержать нуждающихся и спасти в стране около 1 млн тонн продовольствия в год.
Повтор публикации от 06.10.2022