Петербург попал в лидеры по сбору денег с населения
Петербург вошел в число регионов с самой эффективной налоговой политикой. Такие данные приводятся в исследовании экспертов PwC. По итогам 2016 года Северная столица заняла пятое место после Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа, Московской области и Республики Башкортостан. В 2015 году город на Неве занимал шестую строчку.
Рейтинг формировался исходя из нескольких показателей: порядок расчета налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по объектам недвижимости, переход к расчету налога на имущество физлиц от кадастровой стоимости объектов, стоимость патента для мигрантов, налоговые ставки по транспортному налогу на легковые автомобили и предоставление налоговых льгот. Причем, если по налогу на недвижимость эффективным авторы считают сам ввод расчета исходя из кадастровой стоимости, то транспортный сбор чем выше, тем эффективнее. В этом году для расчета рейтинга использовали еще один показатель — «развитие патентной системы налогообложения».
В 2015 году Петербург не смог попасть в пятерку лидеров — город показал лучшие результаты по всем параметрам, кроме налога на имущество физлиц по ставке от кадастровой стоимости. Смольный перешел к этой методике расчета только в 2016 году. За счет этого составители рейтинга повысили позиции города.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, комментируя для РБК Петербург эти данные, обратила внимание на то, что показатель эффективности налоговой политики не тождественен объему получаемых средств. «Эффективность — это то, как грамотно собрать налоги, чтобы пополнить бюджет, не убить бизнес и не удавить население. Например, введение ставки по кадастру для налогов на имущество — это правильное решение. А вот рассматривать максимальную ставку как эффективную налоговую политику, как в транспортном налоге, наверное, не стоит. Это называется «решать проблемы кризиса за счет населения», — отметила эксперт.
Авторы исследования пришли к выводу, что наиболее эффективную налоговую политику ведут регионы, которые не получают дотации из федерального бюджета. «Когда ходишь на грани получения дотаций, тогда начинаешь думать, давать или не давать очередные льготы, поиграть со ставками, а когда ты находишься в дотационной яме, то воля для того, чтобы работать с налоговой базой, утрачивается», — говорил ранее РБК один из составителей рейтинга, партнер PwC Кирилл Никитин.