Яков Гордин о музее Бродского: У меня, честно говоря, мрачные ощущения
В мае 2015 года в Петербурге отмечалось 75-летие Иосифа Бродского. В честь знаменитого поэта в городе были организованы трамвайные маршруты и пешеходные экскурсии «по местам Бродского», а в доме Мурузи, в котором жил поэт с 1955 по 1972 год, открылся музей его памяти.
Экспозиция проработала недолго — всего один день, затем музей вновь закрылся на ремонт. Но тогда кураторы создания музея из Фонтанного дома говорили, что проект удалось сдвинуть с мертвой точки. В частности, они договорились с владелицей последней комнаты в квартире Бродского, которая долго не соглашалась продать свою собственность.
Музей создается в доме Мурузи (Литейный проспект, 24), где находится коммуналка, в которой И.Бродский жил с родителями. Отсюда и название музея — «Полторы комнаты» (такую жилплощадь в квартире получила семья Бродских в 1955 году). В одноименном эссе поэт так описывал свой дом: «Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно».
РБК Петербург решил узнать, как обстоят дела с созданием музея — и когда горожанам ждать его открытия. Оказалось, что с мая 2015 года проект практически заморожен — конфликт с соседкой до сих пор не решен, денег на создание экспозиции нет, а город по-прежнему не проявляет никакого интереса к новому музею.
Даже конкурс на лучший эскизный проект памятника поэту Иосифу Бродскому (который должны были установить на брандмауэре дома Мурузи), объявленный в мае комитетом по градостроительству и архитектуре, был отменен. Установку скульптуры на открытых общественных пространствах запрещает петербургское законодательство, объясняли это решение в Смольном.
В КГА на запрос РБК Петербург уточнили, что размещение памятника в непосредственной близости от дома не допускается режимом использования охранных зон - территория сквера Преображенской площади, примыкающая к дому Мурузи, находится в охранной зоне. Но в июне Смольный принял решение о создании перечня, определяющего круг выдающихся личностей для установки посвященных им объектов монументального искусства в границах зон охраны. Имя Иосифа Бродского было включено в перечень, в связи с чем конкурс на эскизный проект на брандмауэре дома Мурузи был отменен, а установка памятника поэту будет осуществляться в порядке, утвержденном постановлением правительства. Когда это произойдет, неизвестно.
Предложения создать музей в квартире И.Бродского впервые прозвучали после получения поэтом Нобелевской премии — в 1987 году. В 1998 году знаменитые деятели российской и зарубежной культуры обратились к губернатору Петербурга с письмом, в котором они просили помочь в создании музея. Ответ тогдашнего губернатора В.А. Яковлева был положительным, но на практике не было сделано ничего.
Тем не менее, Фонду создания музея Иосифа Бродского под руководством Михаила Мильчика на средства Альфа-банка, ОАО «ТНК-ВР Менежмент» и группы строительных компаний ЦДС удалось выкупить четыре из пяти комнат той коммунальной квартиры. Причем этими вопросами занялся не Петербург, а Фонд создания музея Бродского. Комитет по культуре Смольного лишь согласовал концепцию музея. Его эскиз создал петербургский художник Игорь Лебедев, реконструкцией интерьеров и временной экспозицией занялся Сергей Падалко.
Чиновники также не торопятся выделять деньги на создание музея. До настоящего момента все, что происходит в «Полутора комнатах», происходит за счет спонсоров. И ремонтные, и реставрационные работы, и коммунальные платежи осуществляются в здании не за счет города, а за счет анонимного благотворителя. РБК Петербург попытался связаться с комитетом по культуре Смольного, чтобы узнать, что сейчас делают власти для того, что ускорить процесс создания музея. Но связаться по телефону с главой комитета не удалось, на запрос по электронной почте ответ пока также не получен.
По словам С.Падалко, пока у музейщиков выход один — создать виртуальный музей Бродского. Он сообщил, что в настоящее время соответствующий проект готовится — в «Полутора комнатах» хотят поставить видеокамеры для трансляции на музейный сайт творческих мероприятий и акции, которые будут проходить в доме Мурузи.
Ситуация может измениться только в случае, если квартира будет переведена в нежилой фонд — и музей перейдет городу, став филиалом музея Ахматовой. «Вот тогда город должен будет взять на себя ответственность за это. Пока город даже права не имеет это делать», — отметил главред «Звезды».
Говоря о проекте установки памятника Бродскому на брандмауэре дома Мурузи, Я.Гордин признался, что не может назвать себя сторонником этой идеи. «Есть, на мой взгляд, гораздо более подходящие, скромные и выразительные варианты. Например, напротив окон Бродского — на противоположной стороне от балкона — есть небольшой сквер. Был такой проект — поставить там колонну с венецианским львом. Поскольку Бродский очень любил Венецию и часто рисовал этого льва, можно поставить колонну с львом наверху и написать на ней, что это памятник в честь нобелевского лауреата Иосифа Бродского. И это был бы такой комплекс: экскурсанты, которые бы выходили на балкон, видели бы этот памятный знак. Это и со вкусом, и полно смысла, ведь это объединение любви Бродского к Европе и к России», — сказал Я.Гордин.
Что касается виртуального музея, то главред «Звезды» высказал мнение о том, что виртуальный музей ни в коей мере не может заменить реального мемориального музея. «Смысл мемориального настоящего музея в подлинности, в том, что человек подходит к дверям комнаты Бродского и видит пространство, из которого только что вышел Бродский. Потому что все сохранилось и известно, как все стояло. Бродский вышел, а все так и осталось», — добавил он.
По его мнению, этим должны заниматься не только чиновники комитета по культуре, но и экономический блок Смольного. «Это имеет прямое отношение к бизнесу. Город должен взращивать культы, которые привлекут туристов, как внешних, так и «внутренних», городских. У нас ведь только студентов несколько сот тысяч. Надо стимулировать движуху, которая, в конечном счете, приносит деньги и бизнесу, и городу. Но Смольный выбирает бездействие», — добавил он.