Кто вышел в лидеры промышленности Петербурга, и что им угрожает?
Отрасли петербургской обрабатывающей промышленности, ставшие лидерами по темпам роста в 2024 году, в начале 2025 года показали разную динамику. Об этом говорят опубликованные данные Петростата. Из семи отраслей-лидеров четыре снизили темпы роста, а две ушли в минус. Эксперты, опрошенные РБК Петербург, назвали главные риски, которые будут влиять на развитие ведущих отраслей петербургской промышленности в 2025 году, и предположили, смогут ли они дальше расти.
В 2024 году самые высокие темпы роста показали 7 отраслей: автопром (производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов) — рост в 4,2 раза; производство компьютеров, электронных и оптических изделий — +48,3%; прочих транспортных средств и оборудования — +25,6%; полиграфическая деятельность и копирование носителей информации — +21,1%; напитков — +19%; прочей неметаллической минеральной продукции — +17,3%.
Сохраняет лидерство в Петербурге
Главным драйвером петербургской промышленности, если отталкиваться от данных Петростата, следует считать электронику. В 2024 году петербургские производители электронных устройств поставили потребителям своей продукции на 430 млрд руб. Это в 1,7 раза больше, чем в 2023-м. По данным Петростата, в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий в Санкт-Петербурге ИПП вырос в 2024 году в 1,5 раза. «Это в основном военные заказы, — пояснял руководитель Ассоциации предприятий радиоэлектроники Петербурга Михаил Скачков. — Доля гражданской продукции в объеме производства крупных предприятий, как правило, незначительна».
Риски снижения темпов производства электроники существуют — они связаны с завершением загрузки мощностей, считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. «В 2022 году мощности предприятий были загружены на 25%, сейчас — примерно на 60%. Основные задачи по импортозамещению были решены, и дальнейшее развитие затруднено общими для всех отраслей факторами — проблемами с внедрением новых технологий; дефицитом рабочей силы, особенно высококвалифицированной, для обслуживания новых технологий; высокой инфляцией издержек, связанной со стоимостью энерго- и водоснабжения; с инфраструктурой; с логистикой; с поставщиками. Ситуация здесь аналогична спорту высших достижений — до определенного уровня прогресс происходит довольно быстро, а чтобы выйти на предельные показатели, нужны особые усилия». Как заключает Елена Ткаченко, «темпы роста радиоэлектроники будут снижаться, но потенциал роста в этой отрасли еще есть».
Пока снижение в радиоэлектронике небольшое, так что отрасль сохраняет свое лидерство в Петербурге
По мнению эксперта, через 2-3 года мощности предприятий радиоэлектроники в Петербурге будут загружены на 80-85%, произойдет стабилизация роста на «органическом» уровне 5-7% в год. «Пока снижение небольшое — с +48,3% по итогам 2024 года до +33,0% в январе 2025 года, так что отрасль сохраняет свое лидерство в Петербурге», — говорит эксперт.
Переломные годы
Основные риски отрасли связаны с импортом компонентов, утверждает Михаил Скачков. По его словам, при нынешнем растущем объеме производства электронных устройств потребность в компонентной базе высока. Российские производители этого обеспечить в полном объеме не могут, поэтому зависят от импорта из Китая. Но эти поставки затруднены проблемами с трансграничными платежами из-за западных санкций. Увеличивается и стоимость импорта. Сергей Трюхан, коммерческий директор российского производителя электроники Fplus, наиболее важными негативными факторами называет также дефицит квалифицированных кадров и повышение ключевой ставки.
«Программы государственной поддержки отрасли существуют, но не в таком количестве, чтобы позволять каждому из предприятий, даже по военному заказу, свободно брать кредиты. То есть кредиты берут, но очень редко, мало и осторожно, когда уже никуда не деться», — признает проблему Михаил Скачков.
Тем не менее, перспективы электронной отрасли благоприятны, считает директор по развитию GS Nanotech (входит в GS Group) Алексей Бородастов. «Ближайшие три года будут переломными, потому что очень многие проекты, которые были запущены 2–3 года назад, сейчас должны выходить на серийное производство. Это сильно подстегнет рынок российской микроэлектроники и наполнит его новыми продуктами», — заявил он РБК Петербург. По крайней мере, в 2025 году, по словам Михаила Скачкова, все крупные предприятия радиоэлектроники в Петербурге планируют увеличение объемов производства.
Ближайшие три года будут переломными, потому что очень многие проекты, которые были запущены 2–3 года назад, сейчас должны выходить на серийное производство
Риски российского автопрома
Формальный лидер 2024 года по темпам роста — автопром. Однако, по мнению Елены Ткаченко, динамика показателей автопрома больше всего обусловлена «феерическим» ростом в 2024 году на низкой базе предыдущих лет. «Возможности роста прежние, а база выше — отсюда и снижение формальных темпов роста с 4,2 раза в 2024 году до 3 раз в январе. Риски для петербургского автопрома связаны с усилением конкуренции — как с импортом, так и с продукцией неожиданно запущенных в России производств китайских и европейских марок (калининградский «Автотор» запустил производство автомобилей китайского бренда Jetour, калужская компания «Автомобильные технологии» производит кроссоверы Citroen C5 Aircross и Haval M6, недавно СМИ сообщали о планах Toyota и Hyundai вернуться на российский рынок — ред.)», — считает эксперт.
Риски для петербургского автопрома связаны с усилением конкуренции — как с импортом, так и с продукцией неожиданно запущенных в России производств китайских и европейских марок
По мнению директора по развитию компании «Антисервис» Святослава Данилова, главный риск петербургского автопрома связан со спросом. «Потребитель находится в выжидательной позиции. Начавшееся укрепление рубля дает возможность потребителям по выгодным ценам покупать хорошо зарекомендовавшие себя иностранные автомобили. К производящимся в Петербурге автомобилям доверие потребителей еще не сформировано — несмотря даже на то, что, как известно, XCITE — это слегка переделанный Chery Tiggo 7Pro, а Solaris — имитация одноименной марки компании Hyundai. Именно выжидательной позицией потребителя следует, по-видимому, объяснять снижение в январе темпов роста производства петербургского автопрома», — считает эксперт.
Елена Ткаченко полагает, что объемы петербургского производства, скорее всего, восстановятся к уровню 2021 года, но после этого высоких темпов роста отрасли не будет. Чтобы динамично расти, предприятиям нужно нарастить мощности, что затруднительно при нынешних процентных ставках.
Проблемы в производстве напитков
Угроза иностранного возвращения важна, по мнению эксперта, не только для автопрома — также она уже повлияла на динамику отрасли производства напитков. «Производители не хотят оказаться с переполненными складами, если произойдет возвращение мировых гигантов с огромными объемами продукции и низкими ценами. Уже сейчас в российских магазинах можно найти настоящую Coca-cola на 45% дешевле, чем в декабре 2024 года. На динамику петербургского производства напитков повлияло также повышение с 1 января 2025 года акцизов на некоторые напитки (алкогольные и безалкогольные). Обычно в таких случаях на рынке начинается более активное использование альтернативных каналов поставок, которые не отражаются в официальной статистике», — полагает Елена Ткаченко.
Производители не хотят оказаться с переполненными складами, если произойдет возвращение мировых гигантов с огромными объемами продукции и низкими ценами
Видимо, этими причинами следует объяснять резкое падение ИПП в производстве напитков — с +19,0% по итогам 2024 года до -55,7% в январе 2025 года.
«Негативные тенденции» в оборонзаказе
«Расходы на национальную оборону увеличены в 2025 году на 25%. Значит, у обрабатывающей промышленности, связанной с обороной, дополнительные деньги будут. И даже если инфляция превысит 10%, все равно в обрабатывающей промышленности в сфере ВПК будет рост, хотя, может, и меньшими темпами, чем раньше», — заявила в интервью РБК Петербург профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич.
«Военное производство пока относительно стабильно, — согласна Елена Ткаченко. — На январские показатели (падение до -26,9% в январе с +25,6% в 2024 году в производстве «прочих транспортные средств и оборудования»), вероятно, повлияло снижение интенсивности работ, по сравнению с бешеным темпом 2024 года — многие заводы перешли от трехсменного режима на двухсменный, чтобы отремонтировать изношенное оборудование и дать отдохнуть персоналу».
В то же время, эксперт отмечает негативные тенденции в сфере гособоронзаказа, связанные с критическим снижением рентабельности производства из-за недостаточной, при высокой инфляции, корректировки цен госконтрактов, а также снижением способности предприятий наращивать выпуск вследствие исчерпания резерва мощностей, наиболее ярко проявившегося в подотрасли «производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки».
Негативные тенденции в сфере гособоронзаказа связаны с критическим снижением рентабельности производства из-за недостаточной корректировки цен госконтрактов
Падение в производстве электрооборудования
Что касается одной из отраслей — лидеров прошлого года, производства электрооборудования, то ее «плохой» результат по итогам января связан со внешнеэкономическими факторами. «Основные риски производства электрооборудования связаны с ситуацией на мировом рынке нефти — цены на нефть снижаются, прогнозируется падение спроса на нефть. Значит, нефтедобытчики, главные заказчики электрооборудования, притормаживают разработку новых месторождений, что отражается и на заказах отрасли», — считает Елена Ткаченко. Вероятно, этим следует объяснять снижение ИПП в январе до -1,2% с +16,8% по итогам 2024 года. По мнению эксперта, рост в этой отрасли в дальнейшем будет, хотя, возможно, более медленный.
Производство «прочей неметаллической минеральной продукции», куда входят удобрения, стройматериалы, фарфоровые и керамические изделий и многое другое, продолжается прежними темпами — +17,3% по итогам 2024 года и +17,1% в январе 2025 года.
«Ситуация, с одной стороны, стабильная — рынки есть, мощности есть. Но ключевые риски обусловлены спадом в строительной отрасли, который потянет за собой падение спроса на все минеральные продукты. Даже инфраструктурные проекты, финансируемые из госбюджета, не смогут длительно поддержать производителей в этой сфере», — утверждает Ткаченко.