Накануне весны: «Пандемия закончится – могут ввести санкции»
Как следует из официальной статистики и комментариев медиков, пандемия коронавируса уверенно идет на спад. Можно ли ожидать от петербуржцев взрыва потребительского оптимизма и, как следствие, роста выручки у представителей разных сфер бизнеса? Или определяющим фактором в жизни предпринимателей станет падение доходов у значительной части населения, что потребует от бизнеса переориентации на очень экономного потребителя и разработки соответствующих бизнес-моделей? Об ожиданиях и планах бизнесменов на ближайшие месяцы — в новом цикле мнений «Накануне весны». На этот раз своими наблюдениями и прогнозами на ближайшее «постпандемийное» будущее с РБК Петербург поделился представитель одежного ретейла.
«Пока мы не ощущаем «потребительского оптимизма», который должен был появиться в связи с вакцинацией. Сейчас ситуация такая: на одной чаше весов вакцинация, а на другой — оставшиеся ограничения для бизнеса, в том числе, запрет на работу фудкортов. Эти ограничения значительно снизили трафик в наших магазинах в ноябре и декабре, январь тоже отстает от прошлогодних показателей. Собственно, это и влияет на ситуацию в целом. Может быть, эффект вакцинации будет чуть позже, и весной произойдут положительные изменения.
«Пока мы не ощущаем «потребительского оптимизма», который должен был появиться в связи с вакцинацией. Сейчас ситуация такая: на одной чаше весов вакцинация, а на другой — оставшиеся ограничения для бизнеса».
Но если экономическое оживление в России мы связываем с окончанием пандемии (а судя по всему, все предпосылки к этому есть), то её окончание и снятие всех ограничений даст людям возможность больше гулять. А значит, посещать торговые центры с целью досуга и магазины, чтобы тратить, в том числе и на нас.
При этом мы сейчас живём в неоднополярном мире, и у меня такое предчувствие, что не только окончание пандемии будет влиять на жизнь в России. Мне кажется, нас ждут новые вызовы, связанные с международной обстановкой, санкциями в отношении России. Это может повлиять не только на ретейл, но и на уклад жизни в целом. Например, может случиться очередная девальвация рубля и это отразится на всем.
Импортозамещение — миф; у нас много товаров ввозится из-за границы и их стоимость так или иначе привязана к стоимости валюты. Поскольку наш рубль имеет свойство слабеть по отношению к любой валюте, цены автоматически будут расти и людям с ограниченным доходом придётся выбирать, на что тратить деньги.
Если говорить о Melon Fashion Group, в 2020 году наши продажи выросли, а эффективность бизнеса увеличилась относительно 2019 года. Российский розничный рынок по-прежнему велик, несмотря на его официальное снижение, на этот год мы ставим себе задачу занять его большую долю. Потенциал и амбиции у нас есть.
За прошедший год у меня изменилось отношение к офисной и удалённой работе. Все поняли, что без офиса жить нельзя. Мы свои бизнес-процессы и до пандемии выстраивали таким образом, что сотрудники могли при желании работать из дома. Наша политика подразумевает, что компании важен результат, а не место, откуда работает сотрудник. Поэтому весенний локдаун с вынужденной удаленкой прошел без срывов, ни один бизнес-процесс не остановился. Тем не менее наш офис манит всех: в дизайнерском пространстве у наших талантов больше возможностей раскрыть себя. Поэтому сокращать офисные площади не планируем, наоборот, расширяемся — в январе открыли релакс-пространство и тренажёрный зал.
В 2020 году нашей основной целью стало сохранение команды, несмотря на сложную ситуацию с закрытием магазинов во время локдауна и «удаленку». И нам это удалось. При этом мы постоянно находимся в поисках «свежей крови» и в этом году будем искать людей, которые смогут двигать компанию вперёд. Новых типов вакансий пока у нас нет, мы продолжим набирать людей для усиления всех тех направлений, которые у нас есть.
В 2020 году нашей основной целью стало сохранение команды, несмотря на сложную ситуацию с закрытием магазинов во время локдауна и «удаленку».
Что касается технологий, то мы начинаем осваивать работу в big data, и в этом году планируем анализировать эти данные. Большие данные мы берём из профилей покупателей на наших сайтах и в приложениях; анализируем онлайн-продажи, которые своим ростом дают нам больше пищи для размышлений. Сейчас нет просто онлайн-торговли: маркетплэйсы диверсифицируются и каждый направлен в свою сторону. Поэтому нужно проводить анализ всей онлайн-матрицы и ставить на определённый маркетплэйс тот продукт, который востребован именно на этой площадке. Это и требует анализа огромного массива данных и быстрого принятия решений, чтобы понять нашего клиента и что ему нужно. В современных реалиях любое промедление чревато сходом с дистанции».
Подготовила Виктория Саитова
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.