Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Эр-Рияде мужчина напал с ножом на актеров во время представления Общество, 03:32 Politico узнало о планах Трампа отложить введение пошлин на машины из ЕС Экономика, 03:30 WSJ узнала о секретном проекте Google по сбору личных медицинских данных Общество, 03:28 Продукты по интернету: как «Утконос» занял почти половину рынка РБК и SAP, 03:24 МИД Украины заявил о согласовании даты саммита «нормандской четверки» Политика, 02:52 Обвиняемый в убийстве доцент СПбГУ попросил принести ему в СИЗО очки Общество, 02:41 На Украине задержали ряд сотрудников Нацбанка по делу о хищении $48 млн Политика, 02:19 СМИ сообщили о планах украинских властей задержать экс-замглавы Нацбанка Политика, 02:08 Израиль отправил обвиняемого в киберпреступлениях россиянина в США Общество, 02:05 Boeing сообщила о планах возобновить полеты 737 MAX в январе Общество, 01:49 Александр Зверев обыграл Надаля на Итоговом турнире АТР Спорт, 01:38 Малышева назвала ложью сообщения о своем пьяном дебоше в Краснодаре Общество, 01:21 Отложить смартфон и обнаружить: жизнь вокруг ярче любого экрана РБК и Mercedes-Benz, 01:01 В Киеве назвали «первый шаг» для реинтеграции Донбасса Политика, 00:58
С.-Петербург ,  
0 
В Петербурге развернется битва двух торговых сетей
Фото: Евгений Степанов/Интерпресс

Петербургские игроки рынка товаров для дома и ремонта (DIY) сумели серьезно нарастить обороты за прошлый год. Опрошенные РБК Петербург эксперты уверены, что потребительский спрос подстегнуло ожидание перемен к худшему. Но в этом году их торговые сети ждет ужесточение конкурентной борьбы, так как в полную силу начал работать «Леруа Мерлен».

Подрос на стройке

В прошлом году российский рынок DIY вырос на 7,5%, до 1,5 трлн руб. «Это докризисная динамика», — говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков, опираясь на предварительные результаты исследования рынка. По его словам, в Петербурге динамика еще лучше, учитывая, что 10% населения — это приезжие, которые задействованы в строительных и ремонтных работах, а значит являются постоянными клиентами DIY-сетей.

По мнению эксперта, главными факторами роста стали, во-первых, восстановление спроса, в том числе за счет отложенного. Во-вторых, рынок поддержал рост продаж квартир (и в новостройках, и во вторичном сегменте). «Наконец, на фоне ожидания роста ставки НДС и ставок ипотеки, перехода к проектному финансированию в декабре продажи жилья активизировались и, я уверен, показали рекорд», — говорит Иван Федяков.

Потеря бойца

Отчеты петербургских ретейлеров подтверждают информацию о том, что они росли даже быстрее рынка. Так, оборот компании «Максидом» по итогам 2018 года вырос на 10,7% по стране, в Петербурге прирост составил 9,8%, рассказывает Мария Евневич, член совета директоров ООО «Максидом».

Рекорд поставила компания СТД «Петрович», оборот которой в 2018 году вырос на 30,55%, до 49,3 млрд руб. Объем онлайн-продаж компании составил 18 млрд руб, на 37% больше, чем годом ранее. Годом ранее компания росла на 22%. Продажи в офлайн-канале увеличились на 38%.

Алексей Федоров, управляющий партнер «220 Вольт», рассказывает, что в 2018 году оборот компании вырос на 37%. «Причина простая — онлайн-торговля очень быстро растет, и непродовольственная торговля стремительно перемещается в интернет». Он говорит, что потенциал огромный: в Чехии 50% непродовольственных товаров продается через интернет, в Китае — до 30%, а в России — только 3%.

Поддержал петербургский рынок уход «К-Рауты». «Отряд не мог не заметить потери бойца, поскольку «К-Раута» входила в топ-3 игроков рынка, это очень помогло и «Петровичу», и «Максидому», — говорит Иван Федяков. По его данным, в этом году в топ-3 игроков вошла сеть «Леруа Мерлен», по-прежнему в нем остаются СТД «Петрович» и «Максидом». Продажи СТД «Петрович» в Петербурге выросли на 17,8% за счет грамотной работы с ассортиментом и ухода «К-Рауты», подтвердили в компании.

«По итогам прошлого года мы можем смело сказать, что наш рост был выше рынка, но, конечно, за счёт рекордного количества новых магазинов, открытых в регионе», — говорит Алексей Лесников, региональный директор «Леруа Мерлен Восток». Он напоминает, что компания приобрела 12 зданий у финской Kesko, восемь из которых в Петербурге. «В рекордные сроки мы полностью переоборудовали и открыли под своим брендом семь магазинов, из них один — в новом для нас формате центра выдачи интернет-заказов. В течение месяца мы откроем ещё один магазин — на Васильевском острове», — говорит Алексей Лесников.

Еще одним фактором роста в СТД «Петрович» называют возрождение покупательского спроса на строительные материалы и успешную работу в Москве, которую в компании называют «клондайком». Там прирост продаж в прошлом году составил 78,46%, несмотря на то, что в 2018 году СТД «Петрович» не открывал там новых торговых объектов. В 2019 году компания также не планирует открытий, но в 2020 году откроет несколько магазинов в Москве.

Компания «Максидом» рассчитывает открыть магазин в Москве даже раньше — в 2019 году, если удастся пройти все необходимые согласования. «Москва — лакомый кусок для DIY, уровень зарплат там выше, людей больше, при этом конкуренция ниже. Количество площадей DIY на душу населения там почти в два раза ниже, чем в Петербурге», — говорит Мария Евневич. Единственная проблема — найти в столице место под магазин, добавляет она.

Битва ретейлеров

В этом году ожидается закрытие двух магазинов Castorama, которая покидает рынок, однако сценарий с уходом «Метрики» и «К-Рауты», когда покупатели перешли к конкурентам, не повторится, считают эксперты. «Если «К-Раута» занимала удачные и прикормленные места, то Castorama работает в непосредственной близи от прямых конкурентов. И вряд ли кто-то вообще заметит ее уход», — объясняет Иван Федяков.

Он прогнозирует, что этот год будет непростым для рынка и станет годом ожесточенной борьбы за второе место между «Максидомом» и «Леруа Мерлен» (первое место — у СТД «Петрович», который занимает около 25% на рынке), исход в которой зависит от того, насколько агрессивным будет «Леруа Мерлен». Иван Федяков напоминает, что французский ретейлер в регионах пользуется и демпингом, и рекламными акциями, чтобы выдавить конкурентов с рынка.

«Леруа Мерлен» склонны к агрессивной политике, у нас другой стиль, но это не значит, что мы не можем достойно ответить. От акционной политики отказываться не планируем, у нас много креативных идей», — говорит Мария Евневич.

Почувствует влияние конкурента и СТД «Петрович», так как для «Леруа Мерлен» стратегические направления — это онлайн и b2b, в которых традиционно силен СТД «Петрович».

Мария Евневич прогнозирует, что в этом году уровень доходности всех игроков сократится за счет повышения НДС: «У ретейлеров есть два варианта действий: или повысить цены, или держать их в ущерб доходности. Также давит рост коммунальных платежей, цен на топливо». По ее ожиданиям поддержит рынок то, что, как показывает опыт, люди, которые купили квартиру, становятся покупателями DIY минимум на год, а иногда дольше.

«Как показал наш опрос, ремонт занимает первое место в планируемых затратах на этот год. Я уверен, что падения рынка DIY в 2019 году не будет, но и повторить динамику 2018 года не получится — темпы роста будут скромнее», — ожидает Иван Федяков.