Урбанист о развитии Петербурга: У власти ничего просить не собираемся
В среде активных петербуржцев созрело понимание, что неудовлетворительное состояние города во многом связано с тем, что для властей сиюминутные задачи имеют безусловный приоритет над долгосрочными. Стратегические цели Санкт-Петербурга и объединяющие горожан ценности не только не согласованы между властями, городскими сообществами и жителями города, но даже не сформулированы.
Поскольку Смольный этой проблемой, очевидно, не озабочен, активные горожане решили заняться этим сами. В последнее время в Петербурге возникла общественная инициатива по формированию стратегии городского развития. Несколько общественных организаций (Центр экспертиз ЭКОМ, "Живой город", Гильдия управляющих и девелоперов, Национальная гильдия градостроителей), а также заинтересованные эксперты и отдельные СМИ выступили с инициативой создания Общественной платформы, способной объединить тех, кто заинтересован в гармоничном развитии города.
Сейчас ее участники приступили к разработке Стратегии развития Санкт-Петербурга. На первом этапе составляется техническое задание для международного Конкурса концепций развития Петербурга, который планируется объявить в конце лета.
Гендиректор ООО "Институт "Ленгипрогор" Юрий Перелыгин, который активно участвует в реализации этой инициативы, дал интервью РБК. По его мнению, предметом конкурса должна стать Концепция пространственного развития – документ, отражающий все аспекты жизни города и совмещающий в себе Генплан и Концепцию социально-экономического развития.
Сейчас оба эти документа существуют, но они оторваны друг от друга. Концепция зачастую не соответствует территориальным, планировочным возможностям города. И наоборот – Генплан не учитывает социально-экономических приоритетов Концепции. Это происходит, в том числе, потому, что Концепцию разрабатывает комитет экономики, а Генплан – КГА.
Серьезные городские проблемы решаются очень медленно или не решаются вовсе. "Это одна из причин, которая побудила общественных активистов заняться разработкой стратегии городского развития", - говорит Ю.Перелыгин.
Какие еще проблемы призвана решить общественная стратегия Петербурга?
Мы обозначили целый список проблем, которые не решаются в силу разных причин, в том числе, дефектов планирования.
Например, стремительная "хрущевизация" спальных районов, особенно примыкающих к КАД. Там происходит очень неэффективная с социально-экономической точки зрения застройка стандартными домами эконом-класса. Социальная среда, со временем, там будет люмпенизироваться. Это убедительно демонстрирует аналогичный опыт Москвы, которая уже столкнулась с этой проблемой "во весь рост". Да и у нас сейчас в районе озера Долгое или на Охте в некоторые подъезды уже страшно заходить. К тому же плотность застройки там, особенно в местах примыкания к КАД вылетных магистралей, явно неадекватна транспортным возможностям. Вскоре сверхплотная застройка сгенерирует такой поток автомобилей, который забьет развязки.
Ситуация там аналогична территориям, застроенным "хрущевками". Они, конечно, в свое время помогли смягчить жилищную проблему, но сейчас создали большую головную боль. Практически все дома уже необходимо демонтировать, а жильцов переселить, на что требуется немалые средства. И если эти районы можно модернизировать (что Москва уже сделала) в силу малоэтажности и малой плотности застройки, то в новых районах жилья эконом-класса, где высота зданий доходит до 20 этажей и выше, без полного расселения жильцов сделать это будет невозможно. Этой беды хотелось бы избежать. Сколько можно наступать на одни и те же грабли?
Другая проблема – существующее административно-территориальное деление, особенно муниципальное, никак не связано с городскими процессами. Практически все решения принимает Администрация города, а муниципалитеты не являются субъектами управления, не имеют достойных бюджетов и не являются агентами развития своих территорий.
А с историческим центром вы собираетесь разбираться? Ведь там назрели очевидные проблемы со средой обитания и власти явно не могут их решить…
Конечно. Исторический центр Петербурга, который находится под охраной ЮНЕСКО, сейчас является не столько активом города, сколько крайне обременительным пассивом. Его создавала вся Российская империя, и потом государство столетиями о нем заботилось. Сейчас федеральной поддержки почти нет, а городской бюджет не в состоянии весь его содержать на достойном уровне. В результате большая часть центра ветшает. Есть еще одна проблема, также связанная с центром. Он все больше закрывается от городской общественности, туристов. Дворы жилых домов и бизнес-центров наглухо закрываются от посторонних. В результате сокращается общественное пространство, в котором живут горожане. Это неправильно и надо искать выход.
Эти и другие проблемы образуют пространство проблемных полей, над которыми надо размышлять, чтобы можно было сформировать программы действий для всех городских сообществ.
Кто и на какие средства будет эти программы реализовывать? Или вы хотите, чтобы это делали власти?
Нет. У властей мы ничего просить не собираемся. Они пусть делают свое дело, а мы будем делать свое. Например, развивать центр мы собираемся за счет частных инвестиций. Я как профессионал в этой области подобными проектами занимаюсь в разных российских регионах. Мы берем "убитые" центры городов и делаем из них высокодоходную и очень комфортную среду обитания, в основном за счет частных средств. В современном обществе основная роль государства -- устанавливать правила игры, а действовать должно само общество.
Почему бизнес, девелоперские ассоциации, участвуют в Общественной платформе? В чем их интерес?
Бизнесу, думающему о будущем, выгодно иметь благоустроенный город. Им выгодно работать в комфортной городской среде, которая дорого стоит. И им удобнее работать в согласии с другими общественными группами, чем бесконечно с ними собачиться. Девелоперы, к примеру, наконец, осознали, что средовая застройка, которую давно требуют горожане, гораздо выгоднее, чем точечная.
Почему вся эта работа началась именно сейчас, а не раньше, ведь дефекты городского планирования специалистам известны давно?
Потому что только сейчас начали, наконец, формироваться общественные группы, четко осознающие свои интересы. Поэтому создание общественной стратегии городского развития приобрело смысл. Активные горожане понимают, что если общество не включится в решение проблем, а будет по-прежнему полагаться только на чиновников, то так все и будет продолжаться и нашим детям придется все это разгребать. Если нам удастся сделать то, что мы задумали, это будет первый случай в России формирования настоящей современной стратегии развития города, сформированной самими горожанами.