Как параллельный импорт повлияет на стоимость товаров в России
Еще 29 марта Правительство РФ своим постановлением № 506 (вступило в силу 30 марта) разрешило ввоз в страну востребованных оригинальных товаров иностранного производства без согласия правообладателей и отменило ответственность за так называемый параллельный импорт. Перечень оригинальных товаров было поручено сформировать Минпромторгу на основании предложений федеральных ведомств.
6 мая Минпромторг опубликовал Перечень товаров для параллельного импорта. Он изложен на 23 страницах и содержит 96 пунктов с описанием товаров и материалов сотен мировых брэндов. В список вошли: электроника (включая гаджеты и электронные компоненты), мебель, часы, автомобили, суда, отопительное оборудование, музыкальные инструменты, фотоаппараты и кинокамеры, оружие и боеприпасы и многое другое. Приказ вступает в силу 7 мая.
Согласно определению, параллельный импорт — это ввоз в страну товаров без согласия правообладателя товарного знака, то есть, минуя дилеров, уполномоченных правообладателем. Правила ВТО не запрещают параллельный импорт, а отдают этот вопрос на усмотрение национальных властей. Многие страны мира разрешают параллельный импорт, в частности, США, страны Евросоюза, Великобритания, Канада, Бразилия, Турция и др., правда, с определенными условиями.
Как поясняет правительство, «в отношении товаров из перечня, ввозимых в нашу страну в рамках параллельного импорта, будут осуществляться все необходимые таможенные и контрольные процедуры. Кроме того, продукция будет подлежать гарантированному обслуживанию». По мнению правительства, «в условиях внешних ограничений принятое решение поможет обеспечить внутренний рынок востребованными товарами и позволит стабилизировать цены на них».
В разговоре с РБК Петербург свою оценку реальных возможностей осуществлять параллельный импорт в сложившихся условиях, а также о связанных с этим рисках и возможном влиянии на цены товаров, дал президент ГК DANNIE group Сергей Зорин.
«В мире параллельный импорт очень распространен, так как он, как показывает практика, способствует конкуренции, снижению цен, а также позволяет потребителям приобрести иностранные товары в более сжатые сроки. У нас этот вопрос долгое время не регулировался и в 1990-е годы параллельный импорт де-факто существовал. В стране не было ни представительств многих мировых брендов, ни их дилеров, а продукция этих брендов свободно продавалась. В 2002 году появился законодательный запрет на параллельный импорт. Вероятно, это решение было обусловлено желанием нашего правительства повысить инвестиционную привлекательность страны для мировых корпораций.
«В 2002 году появился законодательный запрет на параллельный импорт. Вероятно, это решение было обусловлено желанием нашего правительства повысить инвестиционную привлекательность страны для мировых корпораций».
Дело в том, что прямой импорт, осуществляемый самим правообладателем или с его разрешения, предоставляет бòльшие возможности правообладателю защищать репутацию своего бренда — осуществлять эффективное сервисное обслуживание и должный контроль за качеством ввезённой в страну продукции и её соответствие требованиям безопасности. И, что наверно еще важнее, по своему усмотрению устанавливать цены на свою продукцию, которые в разных странах зачастую сильно различаются. Благодаря таким возможностям, крупные компании охотнее соглашаются открывать на территории стран, где запрещен параллельный импорт, свои локализованные производства. Также считается, что такой режим способствует меньшему проникновению контрафакта в страну. Стратегическая установка России на привлечение в страну инвестиций мировых брендов и на локализацию их производств побудила наши власти запретить параллельный импорт. Такой же политики придерживаются многие, если не большинство, развивающихся стран.
Сейчас ситуация радикально изменилась — бренды из России уходят, инвестиций ждать не приходится и отмена запрета на параллельный импорт представляется вполне логичной. Параллельный импорт не нарушает никаких законов — если товар легально куплен в другой стране, где он продается с разрешения правообладателя, и легально ввезен в Россию с уплатой всех положенных таможенных пошлин. Запрет правообладателя на продажу товара в России не имеет юридической силы, поскольку он нарушает принцип свободы торговли и потому не признается правилами ВТО.
«Запрет правообладателя на продажу товара в России не имеет юридической силы, поскольку он нарушает принцип свободы торговли и потому не признается правилами ВТО».
Никаких особых рисков параллельный импорт не несет. Каналов для такого импорта в мире множество, им активно пользуются во многих странах. В этом случае гарантийное обслуживание осуществляет продавец товара. Правда, для этого продавцам придется создавать свои сервисные центры. Впрочем, у некоторых крупных торговых сетей они уже существуют. Как показывает мировая практика, особых проблем это не создает. Запчасти для ремонта можно приобрести в обход правообладателя — в третьих странах (например, в Китае) в формате того же параллельного импорта. В 1990-х годах это было в России очень распространено, в частности, на рынке автомобилей, и прекрасно работало. Это гораздо проще, чем приобретать компоненты для производства этого же товара, которое зачастую в обход правообладателя невозможно. По этой причине, кстати, возобновить локализованные в России производства ушедших брэндов (в случаях, когда их, например, покупают российские компании) в большинстве случаев вряд ли удастся.
«Вопреки расхожему мнению цены на товары параллельного импорта во многих случаях не только не повысятся, а даже, наоборот, снизятся, если, конечно, курс рубля к мировым валютам будет адекватным».
Вопреки расхожему мнению цены на товары параллельного импорта во многих случаях не только не повысятся, а даже, наоборот, снизятся, если, конечно, курс рубля к мировым валютам будет адекватным. Раньше мировые бренды в отсутствии параллельного импорта устанавливали для России довольно высокие цены на свои товары, а для многих слаборазвитых стран — наоборот, весьма низкие, иногда в несколько раз. Поэтому сейчас можно дешево купить товар, например, в Африке или в Китае, и при благоприятном курсе рубля ввести его в Россию по цене, ниже той, по которой он продавался до ухода брэнда из нашей страны».
Подготовил Владимир Грязневич
Мнение спикера может не совпадать с позицией редакции.