Как в Петербурге будут обслуживаться иномарки
После того, как ряд иностранных автобрендов приостановил поставку автомобилей в Россию, цены на комплектующие в Петербурге могут вырасти на 40%, считают эксперты авторынка. Автодилеры подтвердили приостановку отгрузок запчастей иностранных производителей «в условиях существенных изменений курса валют и разрыва сложившихся логистических цепочек». РБК Петербург спросил участников рынка, насколько хватит сформированного запаса деталей и как в городе будут обслуживаться иномарки.
Цены и наличие
Запасов автозапчастей на складах дистрибьютеров и дилеров в Петербурге без поставок из-за границы может хватить на 3-6 месяцев, считает исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков. По его словам, дефицит может возникнуть в сегменте самых «ходовых» товаров — тормозных колодок, тормозных дисков, масел, элементов подвески. «Пострадают владельцы редких автомобилей, которые продаются в небольших объёмах. Среди них — все автомобили с кузовом универсал, все спортивные купе и кабриолеты», — говорит он.
Ключевой вопрос, который сейчас стоит перед участниками рынка, — как автодилеры при отсутствии поставок запчастей будут обслуживать гарантийные обязательства по проданным машинам. «По нашему законодательству, кто товар продал, тот и несёт гарантийные обязательства — а это дилеры. Тут автопроизводители немного кинули своих дилеров. Впрочем, опыт 2008 и 2014 годов показывает, что они это делают уже не первый раз», — говорит Виталий Новиков. По его мнению, если автопроизводители всё же решат компенсировать поддержание гарантии, то дилеры в ближайшее время начнут массово скупать автозапчасти со складов дистрибьютеров. В таком случае дефицит комплектующих коснётся прежде всего автовладельцев без гарантийного обслуживания.
Как отмечает директор по бренду LADA ГК «Прагматика» Игорь Бадер, наряду с приостановкой поставок автомобилей многие производители временно прекратили отгрузку запасных частей. По его словам, некоторые автодилеры приостановили оптовые продажи и начали убирать запчасти из маркетплейсов. «Все дилеры держат запас основных запчастей для ТО, чтобы сохранить своих клиентов. Уже стали появляться прайс-листы с обновленными ценами, многие поставщики сообщили, что нашли решения для производства и доставки запчастей с учетом текущей ситуации», — говорит Бадер. По его словам, подорожание автозапчастей уже произошло: рост цен варьируется от 15 до 25%, если запчасти производятся на российских заводах; и до 40% — если производство не локализовано в России.
В разговоре с РБК Петербург генеральный директор автохолдинга «Аларм-Моторс» Роман Слуцкий сообщил, что розничные цены в салонах Петербурга выросли на 20-25%. В дальнейшем их изменение будет зависеть от изменения курса валют. По словам Слуцкого, «Аларм-Моторс» продолжает обслуживать проданные автомобили по гарантии. «На сегодняшний день ни один из наших партнёров не проинформировал нас о своём желании прекратить сотрудничество. Таков текущий статус, и я надеюсь, так и будет», — сказал он.
Альтернатива на рынке
По словам Виталия Новикова, у отрасли есть два способа удовлетворить спрос автовладельцев при отсутствии поставок запчастей для иномарок из-за рубежа. Во-первых, по прогнозу эксперта, в Петербурге «расцветёт» бизнес по восстановлению деталей и агрегатов. В городе и сейчас есть технические центры, которые специализируются на восстановлении деталей подвески и рулевого управления, бензонасосов, дисков и корзин сцепления и т.д. «Сейчас эта отрасль не так заметна, но при текущих условиях она получит «второе дыхание» — таких центров станет больше. Новая коробка передач будет стоить миллион, восстановленная — 150-200 тыс. руб.», — говорит Виталий Новиков.
Во-вторых, возможный дефицит товаров могут восполнить центры разборки автомобилей, считает эксперт. Они выкупают машины — обычно с серьёзными повреждениями после ДТП — разбирают их и продают пригодные б/у запчасти, агрегаты, комплектующие.
Стратегия потребителя
Опрошенные РБК Петербург эксперты считают, что несмотря на существенные ограничения поставок, дилеры и автосервисы смогут обеспечить потребителей необходимыми запчастями. «Сейчас люди обслуживают импортные автомобили, снятые с производства несколько десятилетий назад, и даже для них есть запчасти. Мы все надеемся на скорейшую стабилизацию ситуации», — говорит Игорь Бадер.
При этом эксперты не рекомендуют принимать поспешных решений, в частности, пытаться продать машину западного бренда и покупать китайскую или российскую, в надежде на более доступное обслуживание. «Такой сценарий не выигрышный, потому что китайские автомобили имеют свою заметную специфику в отношении запасных частей, в России их тоже найти не просто. Что касается отечественных автомобилей, то они скорее всего тоже попадают под санкции, ведь для их сборки используются импортные чипы, агрегаты. А «АвтоВАЗом» владеет французская корпорация Renault Group», — говорит Виталий Новиков. Он напоминает, что в России за все годы накопился автопарк размером более 40 млн автомобилей и при любых условиях их придётся обслуживать.
Повтор публикации от 4.03.2022