Нравственная катастрофа: почему в России не стыдятся ненавидеть женщин
В российских публичных скандалах все чаще слышны оскорбления «по половому признаку». Недавний пример — выпады Владимира Жириновского в адрес Ксении Собчак во время теледебатов: среди прочего, он назвал своего политического оппонента «отвратительной бабой». С точки зрения феминистского сообщества, такого рода высказывания — мизогиния в чистом виде, однако их в России не принято стесняться. Эксперты РБК Петербург объяснили, почему женоненавистничество становится характерной чертой нашего общества.
Надежда Нартова, социолог НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, исследователь феминизма:
В попытке упорядочить общество государство все больше вторгается в приватное пространство граждан.
Примеры публичного унижения женщины по половому признаку — прямое проявление этой политики. По сути, государство нацелено на создание неопатриархатного общества. И логика власти вполне объяснима: патриархальная культура, построенная на жестких правилах, иерархии и пр., упорядочивает общество, делает мир прозрачным и понятным. А любая эмансипация усложняет систему, поскольку требует равенства между индивидами, переговоров.
С одной стороны, такая картина мира идет вразрез с европейскими культурными ценностями. В Западной Европе, например, гендерное равенство так или иначе закреплено. Существуют правила, гарантирующие женщине защиту (например, от домашнего насилия); различные коммуникационные регламенты, гарантирующие вербальную безопасность. Эти нормы интегрированы в общество, люди в них выросли. Поэтому скандалы с унижением женщины по половому признаку, подобные конфликту Владимира Жириновского с Ксенией Собчак, в Западном мире практически немыслимы.
С другой стороны, на уровне реальных жизненных практик ситуация с гендерным неравенством в России не так однозначна, как принято считать. Посмотрите на российскую глубинку — там на первых ролях в основном женщины. От них зависит весь быт, и все вопросы они решают самостоятельно. Стоит вспомнить и 1990-е годы, когда мужчины впадали в депрессию и спивались, женщины шли мыть полы, работать «челноками» и пр.
В России в целом женщина давно уже воспринимается не как придаток мужчины, а как самостоятельный субъект. Соответствующие культурные изменения у нас произошли значительно раньше, чем во многих европейских странах. Причиной этого во многом стала советская эмансипация. К 1960-м годам, когда женщины на Западе только начали бороться за право работать, советские женщины уже давно этим правом обладали.
На уровне реальных жизненных практик ситуация с гендерным неравенством в России не так однозначна, как принято считать. Женщина давно уже воспринимается не как придаток мужчины, а как самостоятельный субъект.
Таким образом, в российской культуре сочетаются две противоположности. С одной стороны, фактически, на уровне быта, Россия — это страна победившего феминизма. С другой стороны, на уровне публичных дебатов мы видим ренессанс патриархатных устоев и вопиющее женоненавистничество».
Андрей Кураев, протодиакон:
Представить себе такой хамский язык политических спикеров, и такие политические интонации на телевидении в советские времена (которые тоже характеризовались определенным культом силы), просто невозможно. На мой взгляд, в сознание людей систематически внедряют идеи о позволительности демонстрации силы. Случаи публичного женоненавистничества в России — это проявление, на мой взгляд, общей нравственной катастрофы.
Представить себе публичное проявление женоненавистничества в советские времена было бы невозможно.
С этой точки зрения, возмущение феминисток оскорбительным по отношению к женщине поведением абсолютно справедливо. Но если мы рассматриваем феминизм в целом, то некоторые его проявления выглядят как минимум неоднозначно. В борьбе за равноправие феминистки зачастую искажают само понятие права. Становится непонятно, что в принципе считается правом. Потому что в последнее десятилетие мы вдруг обнаруживаем совершенно неожиданные права и борцов за эти неожиданные права, которые у Достоевского один из персонажей в романе «Бесы» называл «правом на бесчестье».
Равноправие мужчин и женщин, декларируемое основной целью феминисток, не противоречит, как многие считают, православному вероучению. Феминистки любят ссылаться на текст одного из посланий апостола Павла, где говорится, что жена должна бояться своего мужа. Однако, как говорил митрополит Антоний Сурожский, живший в Великобритании, чтобы понять это выражение, необходимо учитывать его контекст. Мысль апостола такова, что отношения мужа и жены должны быть подобны отношениям Христа и церкви. Поэтому если вы видите, что муж любит вас так же, как Христос любит свою церковь — то конечно вы будете бояться. Вы будете бояться потерять такого мужа».
Позиции спикеров могут не совпадать с мнением редакции.
Фотоматериалы: личный архив Надежды Нартовой. Петр Ковалев/Интерпресс.