Автопром 2021: на что надеются производители и что ждет покупателей
После заметного падения в 2020 году петербургское автопроизводство может восстановится практически до уровня 2019 года. Такой прогноз дали РБК Петербург сами производители и эксперты. Восстановлению будет способствовать отложенный на период пандемии спрос, возобновленные программы государственной поддержки. Дополнительным стимулом спроса должны стать собственные усилия автоконцернов, намеренных расширять кредитные и страховые программы и запускать онлайн-продажи на новых платформах.
После спада
По данным Петростата, петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota в 2020 году выпустили 323,7 тыс. автомобилей, что на 13% меньше, чем годом ранее. Динамика сокращения выпуска у заводов при этом заметно различалась.
По данным Петростата, петербургские автозаводы Hyundai, Nissan и Toyota в 2020 году выпустили 323,7 тыс. автомобилей, что на 13% меньше, чем годом ранее.
Наименьший спад произошел у Hyundai — 10% (более 219 тыс. автомобилей против 245 тыс. в 2019 году) — и у Toyota (тоже на 10% — 67,4 тыс. авто против около 75 тыс. в 2019 году). Больше всего сократился объем у Nissan, который в 2020 году выпустил в Петербурге на 26,7% меньше машин, чем годом ранее (38,3 тыс. против 52,3 тыс.).
После значительного спада продаж и, соответственно, производства во втором квартале 2020 года (падение произошло из-за коронавирусных ограничений), с третьего квартала у всех автопроизводителей наблюдалось улучшение показателей. Спрос вырос, и результаты продаж превысили уровень аналогичного периода 2019 года. Производство восстановилось, иногда даже с небольшим превышением показателей 2019 года, но компенсировать падение первого полугодия так и не получилось.
По оценкам автопроизводителей, спад производства в 2020 году оказался значительно меньше прогнозов. «Важнейшую роль сыграли господдержка и субсидированные кредитные программы, действовавшие практически весь прошлый год», — сообщила Юлия Тихонравова, руководитель группы по связям с общественностью компании «Хендэ Мотор СНГ». Эксперт аналитического агентства «Auto-Dealer-СПб» Денис Гаврилов считает, что основную роль сыграл отложенный из-за весенних коронавирусных карантинов спрос.
Важным стимулом спроса на автомобили стало падение рубля к доллару, из-за чего граждане, опасаясь роста цен на машины, стали активнее покупать их.
Важным стимулом спроса на автомобили стало падение рубля к доллару, из-за чего граждане, опасаясь роста цен на машины, стали активнее покупать их. Пока цены с начала 2021 года выросли не более чем на 1-2% (в 2020 году автоконцерны цены не повышали), отмечает Денис Гаврилов, однако дальнейший рост неизбежен из-за девальвации рубля.
Позитивные прогнозы
По прогнозам автопроизводителей, по крайней мере, в первом квартале текущего года сохранится общая динамика продаж, схожая со вторым полугодием 2020 года и обусловленная повышенным спросом на фоне легкого дефицита автомобилей на рынке. «После этого можно ожидать завершения ажиотажного спроса и стабилизации продаж. В целом, мы не прогнозируем значительных прорывов в 2021 году, однако рассчитываем на положительную динамику по сравнению с показателями прошлого года», — говорит Юлия Тихонравова.
По ее словам, в свете позитивных прогнозов «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» планирует увеличить производство — до 230 тыс. автомобилей за год.
«Первостепенное значение будут иметь возобновленные программы государственной поддержки, — считает Юлия Тихонравова. — Среди других драйверов стоит назвать развитие и диверсификацию кредитных предложений, а также комбинации кредитных и страховых программ, плюс развитие новых направлений бизнеса, таких как программы онлайн-подписки и онлайн-продажи».
Последующее снижение спроса возможно будет смягчено кредитными программами дилеров, охватывающими сейчас половину рынка.
Денис Гаврилов считает, что, если государство объявит об увеличении утилизационного сбора, то перед этим с большой вероятностью произойдет всплеск покупательской активности. Последующее снижение спроса возможно будет смягчено кредитными программами дилеров, охватывающими сейчас половину рынка, считает эксперт. Производство также может быть поддержано продолжающимся ростом экспорта, особенно у Toyota, которая хорошо продает свои автомобили в Казахстане, полагает Денис Гаврилов.
По его мнению, онлайн-продажи серьезного вклада в рост отрасли не внесут. Несколько большую роль сыграют онлайн-подписки (это, по существу, краткосрочная аренда) и спрос на машины со стороны растущего сегмента каршеринговых компаний.
Повтор публикации от 02.02.2021