Белорусский бензин вышел в лидеры роста на петербургской бирже
Продажи автомобильного бензина белорусского производства на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже в начале декабря резко выросли. За первые пять торговых дней месяца через биржу было реализовано 5,04 тыс. тонн топлива — более чем в восемь раз больше, чем за аналогичный период прошлого года, следует из обзора Национального биржевого ценового агентства при Петербургской бирже. Об этом сообщает ТАСС.
Рост поставок из Белоруссии заметен на бирже с осени. Речь идёт о топливе, произведённом из российской нефти и продаваемом на внутреннем рынке через петербургскую площадку. Глава биржи Игорь Артемьев ранее отмечал, что эти объёмы не являются определяющими для всего российского рынка, однако оказывают заметное влияние на биржевую ликвидность.
Отраслевые аналитики рассматривают белорусский бензин не как замену российскому, а как вспомогательный ресурс. Управляющий партнёр NEFT Research Сергей Фролов указывает, что дополнительные поставки позволяют оперативно сглаживать локальный дефицит — например, в периоды внеплановых остановок НПЗ или повышенного сезонного спроса. По оценке президента Независимого топливного союза Павла Баженова, импорт в текущих условиях востребован как временный «буфер» до полного восстановления мощностей российских заводов.
Через Петербургскую биржу проходит значительная часть оптовых продаж топлива в России, что делает её ключевой площадкой и для сетей АЗС Северо-Запада. По данным отраслевого издания «Нефть и капитал», на прошлой неделе биржевые цены на бензин снизились примерно на 6,5–7%. Так, цена бензина Аи-92 за три дня упала примерно на 12% по индексу европейской части России — с 74,2 тыс. до 65,1 тыс. руб. за тонну; Аи-95 подешевел на 9%, до 72,5 тыс. руб. за тонну.
Эксперты не связывают текущее снижение цен напрямую с поставками из Белоруссии. По их оценке, падение котировок объясняется сезонным падением спроса, завершением плановых ремонтов на НПЗ, а также действием ценовых ограничений на бирже. В конце ноября биржа ужесточила параметры ценового коридора: рост котировок ограничен 0,1% в день, тогда как предельное снижение составляет 10%, что позволяет ценам быстрее идти вниз и сдерживает резкие отскоки.
Тем не менее дополнительные объёмы топлива, включая импортные, снижают общую напряжённость на рынке. Как отмечал журнал «Эксперт», правительство в этих целях стимулирует импорт нефтепродуктов, в том числе через обнуление пошлин на их ввоз и демпферные выплаты компаниям, поставляющим топливо на внутренний рынок.
Для потребителей в Петербурге и на Северо-Западе рост биржевых продаж белорусского бензина означает прежде всего снижение риска дефицита и резких ценовых скачков. Эксперты подчёркивают, что розничные цены на АЗС реагируют на изменения в опте с временным лагом и зависят от устойчивости тренда и решений регуляторов.