Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
СМИ узнали о новой отставке в Белом доме на фоне скандала с саммитом G7 Политика, 01:31 В МИД Норвегии заявили об отсутствии угрозы со стороны России Политика, 01:12 Семин назвал поражение от «Ювентуса» недоведенным до конца хорошим делом Спорт, 01:00 Посол США назвал причину разморозки финансовой помощи Украине Политика, 00:56 Туск порекомендовал странам ЕС согласиться на перенос Brexit Политика, 00:40 Алексей Васильчук — о фудмолле «Депо.Москва» и как удержаться на плаву РБК Стиль и Henderson, 00:38 Каррера оценил возможность Алексея Миранчука играть в «Ювентусе» Спорт, 00:23 В центре Киева прогремел взрыв Общество, 00:14 Появились первые фотографии нового плацкартного вагона с душем Общество, 00:10 Почему российские ИТ-компании ищут возможности для бизнеса в Африке Pro, 00:00 Поставщик софта для Росгвардии оснастит им правительство Бурунди Технологии и медиа, 00:00 Экономисты нашли «нестыковки» в данных о доходах россиян Экономика, 00:00 Дубль Дибалы принес «Ювентусу» победу над «Локомотивом» в Лиге чемпионов Спорт, 22 окт, 23:55 Путин и Эрдоган договорились по Сирии. Главное Политика, 22 окт, 23:50
С.-Петербург ,  
0 
Тотальный Wi-Fi: как интернет в метро превращается в деньги
Алеко Крихели (Фото: Пресс-служба)

Бесплатная сеть Wi-Fi заработала на всех линиях петербургского метро. Как утверждает Алеко Крихели, совладелец компании «Максима Телеком», которая выступила инвестором проекта, пока Северная столица России — один из немногих городов мира, метрополитен которых тотально накрыт сетью бесплатного интернета. В интервью РБК Петербург предприниматель рассказал, когда он рассчитывает окупить вложенные в проект 1,3 млрд руб., можно ли заработать, собирая информацию о пользователях сети, и как он будет бороться с пользователями, которые не хотят смотреть рекламу.

КТО ПЛАТИТ

— Беспроводная сеть на первой линии петербургской подземки начала работать в мае 2017 года. Кто сегодня размещает рекламу? И сколько составляют доходы от нее?

— Здесь нет особого отличия от Москвы, в основном, — FMCG (товары повседневного спроса — ред.), фарма, недвижимость. Один из наших крупных партнеров и рекламодателей — Сбербанк, из строителей в Петербурге — ЦДС. Примерно 70% нам дают доходы от рекламы в метро, еще 30% — другие сервисы и инфраструктурные проекты.

Например, в Москве с оператором МТС мы заключили договор на предоставление услуг мобильной связи для пользователей оператора полностью на базе нашей инфраструктуры. Благодаря этому проекту, единственный оператор, абоненты которого могут пользоваться привычными услугами во время движения в тоннеле, — МТС.

— С кем-то ведете переговоры в Петербурге?

— Ведем, и в Петербурге тоже, но пока про конкретные договоренности говорить рано. Решения будут приниматься после полного запуска сети.

— Что еще входит в 30% доходов?

— Дополнительные сервисы для пользователей. Например, мы предоставляем сервис отказа от просмотра рекламы для пользователей. Этой услугой пользуется порядка 150 тыс. абонентов. В Москве она стоит всего 177 руб. в месяц, в Петербурге — 129 руб. в месяц.

СЕТЕВЫЕ МАРГИНАЛЫ

— Насколько часто пользователи обходят рекламу, не оплачивая услугу отказа от нее, и как это отражается на ваших показателях?

— С самого начала проекта в Москве у нас были случаи, когда люди придумывали разные способы уйти от просмотра рекламы. Мы постоянно совершенствуем наши анти-фрод системы и хорошо контролируем ситуацию. Благодаря этому, за последние 2 года в Москве доля таких подключений стала ничтожно мала.

— А в Петербурге?

— Важно понимать, что это в принципе не носит массового характера и этим пользуется маргинальная часть аудитории. Кроме того, попытка избежать авторизации и, как следствие, идентификации — это нарушение федерального законодательства. В Петербурге к этому относятся даже серьезней, чем в Москве.

Есть так называемая группа «кликеров» — люди, которые нажимают на баннер, чтобы сразу уйти с него и попасть в сеть. Мы выявляем таких пользователей, и в дальнейшем они не могут кликнуть на баннер и вынуждены смотреть рекламу определенное количество раз.

— Изощренное наказание…

— Мы вкладываем в проект большие деньги — 1,3 млрд руб. в Петербурге — и хотим, чтобы все было честно. Мы делаем доброе дело, и непонятно, почему некоторые люди так негативно относятся к необходимости просмотра 10-15-секундного ролика за бесплатный доступ к высокоскоростной сети Wi-Fi.

Видимо, люди привыкли к хорошей жизни и не хотят ни смотреть рекламу, ни подключать услугу «Как дома» — вот и появляются плохие отзывы, написанные на нервах. В то же время они могут платить за домашний интернет до тысячи рублей в месяц и смотреть рекламу. Парадокс.

БЕЗОПАСНОСТЬ ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТИ

— Сколько от общего объема инвестиций в петербургский проект составили затраты на обеспечение безопасности?

— Средства обеспечения безопасности всех сетей сконцентрированы в Москве. В Петербурге на специальные устройства, прежде всего сетевые, потрачено не более 30 млн руб.

— Насколько сегодня безопасно пользоваться подобной сетью в метро?

— Наша сеть отлично защищена от угроз. Главная рекомендация для пользователя — убедиться, что он подключается именно к ней: видит зеленый значок замка, подтверждающий шифрование, стандартные страницы авторизации, рекламу, портал. У нас не было ни одного случая хакерского вторжения, хотя попытки были. Наша сеть способна вычислить человека, совершающего такие попытки из метро с точностью до вагона — до 1,5 метров, эти данные мы передаем в правоохранительные органы.

— Основная ценность вашей системы — это данные, которые вы собираете о пользователях. Именно это позволяет зарабатывать на рекламе, правильно ее таргетировать. Как вы еще работаете с bigdata — используете только для рекламы или планируете применять где-то еще, может быть продавать?

— У нас уже заключен договор с московским метрополитеном, в дальнейшем мы планируем развивать программу «Умного метро» и в Петербурге — соответствующее соглашение о намерениях подписано с петербургским метрополитеном. Программа включает, например, оповещение пользователей о закрытиях станций и чрезвычайных ситуациях. Сообщение отправляется не всем, а только тем, кто, по нашим данным, пользуется определенной станцией метро. Это адресные рассылки без использования персональных данных.

Есть еще одно направление, где мы применяем данные о пользователях. У нас есть продукт — МТ_BOX. Это решение, которое устанавливается в магазинах, ресторанах, салонах красоты, кафе и т.д. Система анализирует профиль посетителей. Мы понимаем, что эти люди хоть раз были в нашей сети — в метрополитене, в аэропорту, в общественном транспорте. Для таких клиентов мы делаем адресные рекламные кампании. Например, у нас был проект с BlackStar: в магазинах одежды этого лейбла мы устанавливали трекеры и показывали целевую рекламу только молодым людям 18-24 лет, владельцам iPhone или только фанатам, которые посещают сайты артистов лейбла. Затраты на рекламную кампанию составили 100 тыс. руб., при этом клиент заработал порядка полумиллиона.

Похожий проект у нас был с сетью «Хлеб насущный». Задача была вернуть в сеть участников программы лояльности, которые не заходили в кофейни более трех месяцев. Нам предоставили номера владельцев карт лояльности, которые перестали посещать сеть. Мы связали их с нашей базой. В итоге мы показывали в метро таргетированную рекламу с предложением 15% скидки тем пользователям, которые были рядом с заведениями. Показатель возврата инвестиций в кампанию составил 700%.

— Как защититься от такой рекламы?

— Только выключив Wi-Fi.

ПОВСЕМЕСТНАЯ СЕТЬ

— На каком этапе сейчас реализация проекта по созданию единого Wi-Fi-пространства в Петербурге? Предыдущий опыт показал, что это невостребованный сервис — Wi-Fi в наземном транспорте…

— Wi-Fi в наземном транспорте — инициатива города. Объявят конкурс — мы поучаствуем. Даже не знаю, почему есть такое мнение, что мы точно будем реализовывать этот проект.

— Потому что вы подписали соглашение с городом…

— Это соглашение о намерениях проработать объединение городских сетей в единое пространство, с единым именем сети, единой авторизаций, пользовательским опытом. Мы можем встать как платформа на инфраструктуру любой компании, либо создавать ее сами. Возвращаясь к Wi-Fi в наземном транспорте: инвестиции в проект со стороны оператора возможны только в случае последующей оплаты городом услуг по предоставлению сервиса. Так произошло в Москве, где город вкладывает за 5 лет более 400 млн руб. в оборудование и обслуживание Wi-Fi на 8 тыс. единиц транспорта.

— Тогда для вас это было бы интересно?

— Да, проект позволит создать единое бесшовное Wi-Fi пространство на всех ключевых видах транспорта, предоставив комфортный доступ в интернет всем горожанам, пользующимся общественным транспортом, и туристам. В Москве единое Wi-Fi-пространство пользуется высоким спросом, к нему совершается более 3 млн подключений в сутки.

— А с точки зрения бизнеса, это возможно монетизировать?

— Когда над землей есть четыре сотовых оператора, то Wi-Fi востребован не так, как в метро. Люди должны к нему привыкать и понять все преимущества. В Москве до сих пор привыкают.

ТУРИСТАМ В ПОМОЩЬ

— Единое пространство Wi-Fi городские власти хотят запустить к Чемпионату мира по футболу, когда в городе ожидается большое количество туристов. Да и вообще, считается, что Wi-Fi нужен туристам, для которых интернет в роуминге стоит дорого. Вы с этим согласны?

— Я так не считаю. Wi-Fi нужен не только туристам, но и любому горожанину, потому что это удобно и быстро, а главное — бесплатно. Это дело привычки. Очень многие подключаются к Wi-Fi, чтобы не тратить мобильный интернет-трафик. Даже безлимитный интернет не всегда дает хорошее качество.

— Сколько сейчас туристов пользуется сетью Wi-Fi в петербургском метро?

— Пока не очень много, так как когда был, например, Кубок конфедераций, то сеть была доступна не на всех линиях метро. Сервис тогда только готовился к запуску на «фиолетовой» линии, которая ведет к «Санкт-Петербург Арена». Но интересно другое: для многих иностранцев Wi-Fi в метро — это вообще технологическая достопримечательность.

Туристам, как и всем, доступен способ идентификации по номеру мобильного телефона. Только схема для них немного другая: придет сообщение с кодом подтверждения, который нужно будет ввести в браузере. Возможно, к грядущему Чемпионату мира по футболу получится реализовать дополнительный способ идентификации. Например, используя паспорт болельщика, который получают все, кто приезжает поддержать свои сборные на турнир. Будем прорабатывать такой вариант с соответствующими органами.

ПОГЛОЩЕНИЕ ДОХОДОВ

— В каких еще проектах вы планируете участвовать в Петербурге?

— Мы ведем переговоры с петербургской компанией «Третий парк» об оснащении 1200 автобусов сетью Wi-Fi. 

— На каких условиях?

— Они берут на себя создание инфраструктуры, мы — программную часть. Доходы от рекламы делим.

— В каком соотношении?

— Это мы не раскрываем.

— Что это дает «Третьему парку» с учетом того, что в наземном транспорте, как вы сами отметили, это не очень привлекательно с точки зрения бизнеса?

— Сеть позволяет анализировать пассажиропотоки и прогнозировать в дальнейшем загрузку линии. Это не просто источник повышения лояльности пассажиров, это уже «умный город».

— Есть планы по развитию проекта беспроводного доступа к сети в других регионах?

— Дальше пойдем по России. Всего в стране семь метрополитенов. При определенных условиях это интересные для нас города. Без метро выходить в регион бессмысленно — оно дает ядро трафика.

— Сейчас где ведете переговоры?

— Не могу пока сказать.

— Планируете ли выход в Европу?

— Да, смотрим, думаем, хотелось бы реализовать такие проекты в других странах. Это просто идеология. В любой европейской стране, в Америке, Китае или Индии. Уже обсуждалась возможность реализации проекта в Будапеште. Ведь наш опыт по созданию и монетизации сетей Wi-Fi уникален.

— Как долго, на ваш взгляд, сохранится ваша уникальность? Как скоро могут появиться компании, которые смогут реализовать подобную технологию?

— Я рад конкуренции, но прошло почти пять лет, и я пока не слышал о таких. Есть, конечно, небольшие компании, которые пытаются монетизировать сети в ресторанах, но их бизнес-модель не выглядит устойчивой.

— Почему вы все-таки ушли из ресторанного бизнеса в IT?

— Это было для меня и хобби, и бизнес. Ушел, потому что увидел перспективы в новом направлении инфокоммуникационных технологий. Еще так получилось, что я встретил своих будущих партнеров, вместе с которыми смог глубже погрузиться в отрасль. В итоге мы собрали сильную команду и у нас много идей, как масштабироваться.

— То есть пока вы не собираетесь продавать этот бизнес?

— Нам регулярно поступают предложения от потенциальных инвесторов. Но полную продажу бизнеса мы пока не рассматриваем. У компании большой потенциал и сильная слаженная команда. Сейчас компания уже насчитывает 400 человек. Мы хотим развиваться дальше, в том числе идти в другие города и страны.

Но мы также открыты к разного рода партнерствам и переговорам.

— И, наверное, есть планы по выходу на безубыточность, пока показатели отрицательные…

— Да, очень хочется, да и уже пора. Но мы пока вкладываемся в развитие. Масштабирование поглощает доходы. По-другому никак, мы не можем остановиться и начать зарабатывать, мы хотим развития, и оно точно будет.

Алеко Крихели

Алеко Крихели — сооснователь и член совета директоров компании «МаксимаТелеком». Родился 30 октября 1979 года в Тбилиси. В 1997 году окончил в Тель-Авиве факультет электроники и компьютерной техники ОРТ «Яд Сингаловски». Свободно владеет четырьмя языками.

Крихели был основателем и совладельцем нескольких сетевых ритейл-проектов в Москве. В том числе был совладельцем сетей Red Espresso Bar, «Малинка-кафе», «Сушилка», Shisha. Занимался технологичными проектами, в частности — в партнерстве с крупной международной компанией в России был построен совместный завод по производству светодиодов.

В 2013 году совместно с партнерами стал основателем «МаксимаТелеком». Принимает участие в операционной деятельности компании, отвечает за развитие инфраструктурного бизнеса компании.

По данным «СПАРК-Интерфакс», компания «МаксимаТелеком» была создана в Москве в 2004 году. По 50% компании у РБС, занимающейся электросвязью, и системного интегратора «Энвижн груп». По данным самой компании, с 2013 года «МаксимаТелеком» принадлежит группе частных инвесторов. В нее входят Сергей Асланян, бывший президент «Ситроникс», сейчас занимает пост председателя совета директоров «МаксимаТелеком», и Алеко Крихели, остальные инвесторы не раскрываются. Финансовые показатели в компании не комментируют.

Выручка компании по итогам 2016 года, по данным kartoteka.ru, составила 1,3 млрд руб., убыток — 430 млн. руб.

Сетевой Петербург

Инвестиции в создание беспроводной сети Wi-Fi в Петербурге составили 1,3 млрд руб. Окупить их планируется за 6-7 лет — в основном, за счет рекламы.

С мая 2017 года, когда была запущена сеть Wi-Fi на «оранжевой» ветке петербургского метро, ею воспользовались около 13 млн раз. Цель оператора — 1,5 млн уникальных пользователей в месяц. В среднем каждая ветка дает около 250 — 300 тыс. уникальных пользователей. Самая длинная — «синяя» ветка— около 400 тыс.

Основные пользователи петербургской беспроводной сети в подземке — порядка 40% — люди от 18 до 24 лет. Для примера, до 45% пользователей в Москве приходится на возрастную группу от 25 до 34 лет.

Задайте вопрос Максиму Орешкину
Министр ответит на самые популярные из них в онлайне на РБК