Жители Петербурга значительно нарастили покупки в магазинах
Позитивная динамика индекса потребительской уверенности, а также активизация потребительского кредитования, стали причинами существенного роста оборота розничной торговли, отметили эксперты РБК Петербург. Как утверждает Петростат в только что опубликованном докладе, жители Петербурга потратили в августе в магазинах на 20,6% больше, чем в августе прошлого года.
За январь—август 2023 года оборот розницы, по данным Петростата, составил 1 472 млрд рублей, что на 5,6% больше показателя за аналогичный период 2022 года. Впрочем, в прошлом году наблюдалось падение розницы — на 4,4% к январю-августу 2021 года, так что сейчас имеет место восстановление оборотов.
Более свежие данные приводит портал «Сбер Индекс». По его информации, за неделю с 25 сентября по 1 октября потребительские расходы в годовом выражении выросли на 19,7%; причем этот рост ускорился с предыдущей недели, когда он составлял 15,7%. «Сбер Индекс» отмечает сокращение расходов граждан в сентябре по сравнению с августом. Эта тенденция сохранялась до самого конца сентября — по отношению к среднему уровню августа потребительские расходы за последнюю неделю сентября уменьшились на 1,9%. Данные «Сбер Индекса» относятся к России в целом, но эксперты говорят, что ситуация в Петербурге совпадает с общероссийским трендом.
Различие почти в 4 раза динамики оборота розницы в августе и за весь период с января объясняется тем, что продажи непродовольственных товаров, составляющие порядка двух третей оборота всей розницы, в первом квартале были существенно ниже прошлогодних. Рост начался только в апреле и продолжается до сих пор, причем вполне энергично — если в апреле рост (к аналогичному периоду 2022 года) составлял 15,9%, то в августе — уже 27,1%. Выросли и месячные темпы роста — в апреле темп к марту составлял 2,4%, а в августе (к июлю) — уже 6,3%. Пищевая розница росла весь период с начала года, правда, темпы здесь были небольшими — от 2,2% в январе (к январю 2022 года), до 8,9% в августе (к августу 2022 года), опускаясь до 1,9% в феврале и взлетая до 9,4% в мае.
По мнению гендиректора агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, рост оборота розничной торговли, который, по его данным, продолжился в сентябре и имеет тенденцию к ускорению, обусловлен активизацией потребительского кредитования, а также позитивной динамикой индекса потребительской уверенности, который растет со второго квартала. Росстат опубликовал оценку индекса потребительской уверенности населения в третьем квартале 2023 года (опросы проводились в первой декаде сентября). За квартал показатель чуть улучшил свое значение — на 2 процентных пункта (п. п.) — до минус 13%.
«Особенность Санкт-Петербурга — высокая доля сетевой торговли, современных форматов в обороте розничной торговли. И в этом плане, если говорим о продовольственных товарах, важным драйвером стало развитие сети «Петерочка». В этом году с Х5 были сняты антимонопольные ограничения, связанные с достижением доли рынка в 25%; и сейчас мы видим, что «Петерочка» резко активизировала свое развитие в Петербурге и продолжила улучшать динамику продаж за счет трансформации ценового предложения для покупателей и эффективной работы с ассортиментом», — считает эксперт.
В сегменте непродовольственных товаров Михаил Бурмистров отмечает продолжающееся смещение спроса в онлайн-сегмент. «Конечно, ключевыми драйверами этого процесса являются крупнейшие маркет-плейсы — Wildberries, OZON, «Яндекс Маркет», «СберМегаМаркет». Ключевой тренд здесь — развитие экспресс-доставки», — считает эксперт. По его мнению, потребители, осознавшие и полюбившие во времена «ковида» экспресс-доставку, за 1 час, продуктов питания и готовых блюд, хотят пользоваться таким же форматом и в сегменте непродовольственных товаров. «В этом плане «Яндекс» активно развивает проект «Маркет-15» совместно с «Яндекс.Маркетом». Аналогичные проекты — OZON-Fresh, интеграция «СберМегаМаркет» с «Самокатом», — отмечает Михаил Бурмистров.