Нешелковый путь: как петербургский ретейлер вышел на Alibaba
Российская сеть «220 вольт» первой из российских компаний, работающих в сфере товаров DIY, вышла на глобальную интернет-площадку Alibaba.com (входит в китайскую AlibabaGroup). Новый канал продаж увеличит объем экспорта абразивных материалов на 48% в ближайшие несколько лет, уверены в компании. Эксперты рынка настроены не столь оптимистично и предупреждают, что ретейлер может столкнуться с рядом трудностей на новой площадке.
Заметный канал
Как рассказали РБК Петербург в пресс-службе «220 вольт», на китайской площадке компания продает только абразивные материалы. Причем в сети напомнили, что «220 вольт» уже экспортирует абразивные материалы в Европу и ближнее зарубежье по «классическим каналам», но делает большие ставки на новую площадку.
«В первую очередь, мы рассматриваем Alibaba.com как рекламный и маркетинговый канал, с помощью которого сможем продвинуть нашу продукцию на зарубежные рынки и, как следствие, увеличить объемы экспорта абразивов», — говорит управляющий директор сети Алексей Федоров. К концу 2017 года Alibaba увеличит объемы экспорта абразивов на 17%, в течение ближайших трех лет — на 48%, ожидают в компании.
Минимальный оборот продаж с площадки должен составлять не менее 25 млн руб. в месяц — тогда канал будет заметен внутри других рекламных каналов, которые использует компания, добавляет Федоров. По его словам, ожидаемый объем продаж можно достичь в случае, если Alibaba.com будет покупать достаточный объем трафика. В будущем «220 вольт» планирует выйти на Tmall (входит в AlibabaGroup) и вывести на мировой рынок продукцию «Лужского абразивного завода» — «крупнейшего производителя абразивов в мире».
«220 вольт»
По данным «СПАРК-Интерфакс», ООО «Торговый дом Северо-западный» (юридическое лицо сети «220 вольт») на 100% принадлежит ООО «Система I» (в равных долях владеют Людмила Андреева и Наталья Ханина). Генеральный директор — Алексей Федоров. Выручка компании в 2016 году составила 7,2 млрд руб. (+1,2 млрд руб. к 2015 году). Чистая прибыль увеличилась более чем в два раза и составила 47,7 млн руб. (+ 27 млн руб. к 2015 году).
Трудности перевода
Сам процесс выхода на Alibaba.com для петербургской компании оказался непростым. Переговоры с китайской стороной заняли большое количество времени, компании пришлось задействовать услуги посредника. Также необходимо было интегрировать CRM-системы площадок. На все ушло примерно полгода.
«Одна из трудностей в переговорах заключалась в том, что команда площадки в России находится на стадии становления, в ней работает очень много людей, и не всегда понятно, кто и чем занимается. Именно поэтому часто приходится работать с компаниями-посредниками, которые уже умеют создавать бизнес с Alibaba.com», — поясняет Федоров.
Сама площадка предоставляет несколько пакетов участия стоимостью от 1 399 до 5 999 долларов в год. Основное отличие — это приоритет в поисковой выдаче и количество товарных позиций, которые демонстрируются в сто раз чаще других позиций. «220 вольт» начал с базового тарифа. «Если результаты оправдают наши ожидания и динамика будет положительной, то с 2018 года мы перейдем на более дорогой и функциональный тариф», — говорят в пресс-службе компании.
Какой ценой?
РБК Петербург спросил нескольких конкурентов сети «220 вольт», в частности СТД «Петрович» и «Максидом», планируют ли они выходить на Alibaba. Однако DIY-ретейлеры не смогли оперативно рассказать о своих планах по развитию экспортной интернет-торговли, а также оценить возможности и риски нового канала продаж «220 вольт».
Впрочем, о некоторых рисках говорят и в самой сети. «Главный риск работы с Alibaba.com — вероятность, что товары будут продаваться только в том случае, если на них не будет практически никакой наценки и ретейлеры будут получать минимум прибыли», — говорит Федоров.
Директор Северо-Западного филиала «БКС Премьер» Вадим Исаков, в свою очередь, обращает внимание на опасности, связанные со скачками валют. Поэтому выполнение заявленных «220 вольт» планов по наращиванию экспорта будет напрямую зависеть от ситуации на валютном рынке, говорит эксперт.
Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын задается вопросом о том, какой ценой компания будет увеличивать свои продажи. «Для любого ретейлера, способного конкурировать на глобальном рынке, Alibaba — это готовый канал продаж, причем не имеющий равных по популярности. Планы «220 вольт» выглядят относительно скромными, а их реализация, в основном, зависит от маркетингового бюджета и планируемой прибыли. Если торговать в убыток ради захвата рынка, то можно увеличивать продажи и вдвое ежегодно. Вопрос лишь в том — какой ценой», — говорит он.
Русский Alibaba
Сеть «220 вольт» стала первым российским DIY-ретейлером, вышедшим на Alibaba. Количество российских участников на площадке в AlibabaGroup не раскрывают. Поисковый запрос показывает, что на глобальном маркетплейсе работают как минимум 602 российских компании. Пока на российском павильоне Alibaba представлены товары следующих сегментов: еда и напитки, агропромышленность, энергия, химические препараты, автотовары и товары для здоровья.