Ленобласть решит проблему путепроводов кардинально
Власти Ленобласти инициировали совместную с Росавтодором и РЖД программу строительства путепроводов через железные дороги. По мнению экспертов, они рассчитывают на то, что новый президент РЖД Олег Белозеров окажется более сговорчивым, чем его предшественник.
Как сообщает пресс-служба правительства Ленобласти, власти региона хотят по примеру Московской области привлечь Росавтодор (Федеральное дорожное агентство правительства РФ) и РЖД к «синхронизации организационных и финансовых усилий при строительстве виадуков (двухуровневых путепроводов – ред.) в местах пересечений автомобильных и железных дорог с высокой интенсивностью движения». До конца этого года будут определены параметры подобного соглашения для Ленинградской области. Оно ляжет в основу специальной программы — в ней будут обозначены места строительства развязок, сроки возведения, доли финансирования, технические детали, а подписано оно будет в 2016 году.
«Мы сейчас обсуждаем заключение соглашения между Федеральным дорожным агентством, РЖД и Ленинградской областью о строительстве путепроводов. Надеемся, что оно появится уже в следующем году», — сказал в воскресенье на церемонии открытия двух реконструированных подъездов (включая один путепровод и один мост) к порту Усть-Луга трассы «Нарва» глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
По словам вице-губернатора Ленинградской области Михаила Москвина, в первую очередь будут строиться путепроводы на пути движения поездов «Аллегро» (Санкт-Петербург - Хельсинки) и «Сапсан» (Санкт-Петербург - Москва). «По пути следования поездов в Хельсинки находится 17 железнодорожных переездов, меньше десяти — на московском направлении, из которых самыми проблемными являются пересечения железной и автомобильной дорог в Любани и Тосно», — сказал Михаил Москвин. Он пояснил, что виадуки будут построены не на всех переездах — эти места предстоит определить, но в целом с федеральной помощью проблема пробок на переездах будет решена в обозримом будущем. Вице-губернатор напомнил, что в настоящее время с участием федерального финансирования строятся путепроводы на линии Выборг-Каменногоск и на подъезде к Гатчине.
Проблема путепроводов чрезвычайно остра в Ленобласти (как, впрочем, и в Петербурге). При открытии новых линий, даже скоростных, РЖД виадуки как правило не строит. Это увеличивает число аварий на переездах и количество человеческих жертв. А также сильно ухудшает транспортное сообщение по автодорогам, пересекающим железнодорожные пути, что наносит серьезный ущерб придорожным поселкам. С ростом трафика на пути «Сапсана» ситуация усложнилась настолько, что вызвала бурные протесты жителей и муниципальных властей пригородов Петербурга (Колпино, Пушкин, Павловск). Аналогичные конфликты возникли и в Выборге, в связи с увеличивающимися авариями на переездах на пути движения «Аллегро».
По мнению руководителя проектов общественной организации "Зеленая Волна" Алексея Травина, корень зла – в дефектах законодательства. При реализации железнодорожных проектов оно недвусмысленно предписывает строить двухуровневые путепроводы только при прокладке новой ветки. Как считает А.Травин, РЖД, пользуясь этой нормой, предпочитает оформлять свои проекты как реконструкцию существующих путей. Именно этим РЖД обосновывало свой отказ строить виадуки на линиях «Сапсана» и «Аллегро». Этот же аргумент использовался и при «реконструкции» ветки Выборг-Каменногорск, где РЖД построило второй главный путь (главным образом, для грузовых составов) в рамках реализации крупнейшего в регионе комплексного инвестиционного проекта "Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Бусловская Октябрьской железной дороги". Указание властей Ленобласти на то, что согласно действующему СНиПу автомобильная дорога может пересекать два и более главных железнодорожных пути только в двух уровнях, было проигнорировано. При этом железнодорожники выдвинули еще одно основание: «строительство автомобильных путепроводов не может осуществляться на средства ОАО «РЖД», так как данный вид деятельности не является для компании профильным».
Самый острый конфликт – вокруг путепроводов на ветке Выборг-Каменногорск – был в конце-концов сглажен согласием Минтранса выделить средства на три путепровода и их строительство в 2015 году началось. На пути «Аллегро» началось возведение развязки на углу Зеленогорского шоссе и Большого проспекта у железнодорожной станции Репино на средства бюджета Петербурга.
Кроме того, решено построить два новых путепроводов в Колпино. Срок сдачи первого - второй квартал 2017 года, второй еще на стадии проектирования.
Однако относительно большей части необходимых виадуков на путях «Аллегро» и «Сапсана» нет еще даже никаких решений. Они всегда упирались в большой объем средств – двухуровневый путепровод в зависимости от места размещения стоит от 600 млн руб. до 1,5 млрд рублей. При том, что для нормальной жизни как городу, так и области необходимы около двух десятков путепроводов каждому, такие средства трудно найти даже относительно богатому Петербургу. Выпрашивать деньги у Минтранса – очень непросто, как показал опыт переговоров обеих администраций.
Власти Ленобласти, похоже, рассчитывают, что привлечение Росавтодора сделает РЖД более сговорчивым, тем более, что у железнодорожного монополиста недавно сменился руководитель, а новый президент РЖД Олег Белозеров, будучи заместителем главы Минтранса лично участвовал в мучительных переговорах с властями обоих регионов по виадукам.