Перейти к основному контенту
Санкт-Петербург и область⁠,
0

«Будем сидеть с попкорном»: кому нужен белорусский порт в Ленобласти

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко
Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко (Фото: сайт правительства Ленобласти)

Ленобласть предоставит Белоруссии площадки в аренду для строительства порта, сообщил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в кулуарах Восточного экономического форума 2022 (ВЭФ). «Они определятся по тем мощностям, которые сегодня можно использовать, а дальше они все-таки будут что-то строить. Мы им варианты для стройки предложили», — цитирует ТАСС главу региона.

Эксперты поделились с РБК Петербург мнением о том, зачем Белоруссии нужен этот порт и что получит от проекта сама Ленобласть.

Переговоры идут

Предполагается, что Ленобласть может сдать в аренду Белоруссии незадействованные площадки в Приморске и Усть-Луге. Согласно информации ТАСС, белорусская сторона уже ведет переговоры с компаниями «Русхимальянс», «Новотранс», «Морским рыбным портом» в Санкт-Петербурге и другими предприятиями. После заключения соответствующих договоров на аренду планируется строительство собственной инфраструктуры.

Как сообщил Дрозденко, в перспективе есть несколько вариантов реализации проекта. Так, белорусские предприятия могут присоединиться к совместной эксплуатации российской инфраструктуры портов, выкупить часть арендованной территории или стать совладельцами портовых мощностей.

По предварительным оценкам, объем инвестиций в проект может составить от 32 до 40 млрд руб. Ранее Дрозденко сообщал, что Ленинградская область не будет принимать финансового участия в проекте: в задачи властей региона войдет выделение земельного участка и выдача разрешительных документов. «Инвестиции будут разными, они могут быть государственными, частными, естественных монополий, например, РЖД — в расширение станции и строительство новых подъездных путей», — цитирует губернатора газета «Ведомости».

Кому выгоден проект?

О планируемом строительстве порта под Петербургом Лукашенко заявил в феврале этого года на встрече с российским президентом. Тогда он сказал, что Белоруссия не вернется к транзиту грузов через территорию Украины и Литвы, которые ранее запретили Минску это делать. Напомним, в феврале Литва перестала принимать белорусские поезда с калийными удобрениями, которые следовали в порт Клайпеда.

По словам члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, строительство порта в Ленинградской области — попытка выхода из патового положения. «Порты Литвы закрылись для Белоруссии из-за геополитики, с Украиной они тоже во враждебных отношениях. Смотрим на карту — что им делать? Ответ один — ехать через Россию. Если они хотят торговать с миром, им нужен «свой» порт», — объяснил Ковалев. По данным Portnews, перспективный объем перевалки грузов через новый порт оценивается в 11-12 млн тонн. Основными товарами станут минеральные удобрения, нефтепродукты и продукция нефтехимии.

Ленобласть, в свою очередь, получит портовую инфраструктуру, построенную за счёт Белоруссии, а также подъездные пути к порту. «Тогда Ленобласть будет сидеть с попкорном и наблюдать, как Белоруссия вкладывает в неё инвестиции», — заключил Юрий Ковалев. Директор по логистике и аналитике инжиниринговой компании «Морстройтехнология» Александр Головизнин добавил: «Для Ленобласти как для субъекта федерации любой бизнес платит налоги. Будь он белорусский или китайский — это все равно прибыль».

«Не рыночная ситуация»

Юрий Ковалев предположил, что «экстерриториального статуса у порта не будет». «Вероятно, белорусская сторона станет собственником самого терминала, а причальная стенка будет возведена за их счет и взята в долгосрочную аренду», — отметил он. Эксперт напомнил, что, по статье 29 федерального закона «О морских портах в Российской Федерации», ключевая портовая инфраструктура — подходные каналы, берегозащитные сооружения, причалы — могут принадлежать только федеральному правительству.

Собеседник РБК Петербург также сомневается в том, что инвестиции в строительство закончатся на вложениях Белоруссии. «От России все равно потребуются какие-то инвестиции. Недавно ФГУП «Росморпорт» представило долгосрочную программу развития морской портовой инфраструктуры России на период до 2030 года и там нет ни слова о «белорусских» портах, ни о Белоруссии, поэтому, видимо, еще будут пересматривать стратегию, включать в план новые пункты. К примеру, подходные каналы для приема больших судов надо углублять — обычно это делают за счет страны. Но вопрос политический, могут выкрутить руки и заставить заплатить белорусов, а может и Россия в это вложиться. Поскольку это не рыночная ситуация, сложно сказать, как это будет реализовано», — добавил он.

Повтор публикации от 06.09.2022

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 24 декабря
EUR ЦБ: 92,81 (-0,05)
Инвестиции, 23 дек, 17:46
Курс доллара на 24 декабря
USD ЦБ: 78,59 (-0,73)
Инвестиции, 23 дек, 17:46
Посланник Трампа заявил об отсутствии у США цели завоевать Гренландию Политика, 15:13
Когда придет время беспилотного транспорта РБК и Kaspersky, 15:10
Путин попросил Набиуллину чаще посещать заседания правительства Политика, 15:05
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее РБК и Ozon Travel, 15:05
11 коллекций российских брендов, которые пригодятся и после Нового года Стиль, 15:02
Путин заявил о намерении укреплять институты федерализма Политика, 15:01
Путин приехал в Дом правительства Политика, 15:01
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Гарт заявила, что Латвия сразу отказалась принимать российских саночников Спорт, 14:59
Гидрометцентр сообщил о резком повышении температуры в Москве 24 декабря Общество, 14:58
ЗПИФы недвижимости стали доступнее: почему «‎неквалам» это интересно Инвестиции, 14:45
Ментально в 1990-х или на скоростях 2020-х. Тест РБК и WB для бизнеса, 14:43
Собянин рассказал о планах строительства метро в Москве до 2030 года Недвижимость, 14:41
В Туле простились с директором музея оружия Надеждой Калугиной Общество, 14:41
КГБ Белоруссии заявил о раскрытии сети иностранных спецслужб Политика, 14:39