А.Кураев: Убит последний свободный священник Московской Патриархии
Убийство знаменитого псковского священника Павла Адельгейма потрясло его единоверцев по всей стране. В Сети появляется все больше комментариев и воспоминаний об убитом. Так, хабаровский священник Виктор Дунаев рассказал о свой последней встрече с П.Адельгеймом. Клирики встретились за несколько дней до трагедии. «Это была удивительная встреча со святым человеком. Действительно святым. Без надрыва, чудес, знамений и прозорливости», - передает слова В.Дунаева портал «Православие и мир».
Священники встречались во Пскове во время паломничества, вместе служили литургию. «Он радовался, говорил, что уже очень давно так не служил таким собором священников. Священникам запрещалось служить с ним», - говорит клирик из Хабаровска.
По его словам, П.Адельгейм признался, что в своей жизни никогда не встречал подонков и нелюдей, даже в лагере, где его хотели убить и где он лишился ноги: «Нет, нет, там тоже не встречал. Это просто несчастные люди. У меня от лагеря остались очень светлые воспоминания».
По поводу гибели священника высказалось и церковноначалие Русской православной церкви Московского патриархата. Так, по словам руководителя пресс-службы патриарха диакона Александра Волкова, протоиерей «стал, как можно судить по имеющейся сейчас информации, жертвой исполнения пастырского долга как готовности прийти на помощь любому человеку».
Новость об убийстве прокомментировал и известный протодьякон Андрей Кураев. По его словам, накануне был убит последний свободный священник Московской Патриархии. «Кто из священников, да еще семейных и штатных, теперь сможет не-анонимно и публично сказать "владыка, вы неправы!"?», - пишет он в своем ЖЖ.
О П.Адельгейме скорбят также представители других церквей. Так, известный российский публицист и историк, священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов написал в своем ЖЖ, что П.Адельгейм – один из священников, которые открыто критиковали коррупцию и беззаконие внутри Московской Патриархии. «Среди церковных диссидентов отец Павел – единственный, кто последовательно проводил в жизнь главный принцип диссидентства: “Соблюдайте ваши законы”», - пишет Я.Кротов.
Напомним, протоирей был убит в своем доме мужчиной 1986 года рождения, который находился у него в гостях. При задержании подозреваемый кричал, что убить священника ему "велел сатана", после чего нанес удар ножом себе в грудь и был госпитализирован с легкими ранениями.
По одним данным, священник был зарезан ножом, но в "Живом журнале" почившего церковника сообщается, что П.Адельгейму нанесли удар ломом в сердце.
П.Адельгейм принял мужчину по просьбе знакомой из Москвы. Гость провел в доме протоирея три дня, рассказал в эфире телеканала "Дождь" депутат Псковского областного собрания Лев Шлосберг. Подозреваемый был душевнобольным - вероятно, близкие надеялись, что священнику удастся его вылечить.
Убитый церковник был одним из самых известных священников России, он занимал отличную от официального церковноначалия РПЦ позицию. Журнал "Большой город" взял у священника последнее интервью.
Журналист спросил у П.Адельгейма: "Протестуя против решений архиерея, Вы выступаете против вертикали власти в РПЦ?". Протоирей ответил следующее: "Конечно! Дело в том, что вертикаль власти в церкви в принципе исключена. Церковная жизнь основана на соборности. Мы ведь исповедуем в символе веры: "Верую во единую святую соборную и апостольскую церковь". Каждый член церкви может высказать свое мнение, оно должно быть выслушано. Поэтому вертикали власти в церкви не может быть. Протестуя против вертикали, я защищаю традиционный уклад церковной жизни и выполняю свои прямые обязанности".
П.Адельгейм родился 1 августа 1938г. в Ростове-на-Дону. Священнослужителем стал еще в советское время, за что был осужден и отправился в лагеря. До февраля 2008г. был настоятелем храма Святых Жен-Мироносиц Пскова, освобожден от должности указом местного архиепископа. Это вылилось в затяжное противостояние, но П.Адельгейму разрешили остаться на службе.
В 2008г. протоирей опубликовал ряд критических статей о положении в церковном суде РПЦ, а во время процесса над феминистками из Pussy Riot выступил против обвинительного приговора.