Петербуржцы вынуждены защищать своего Матисса и Пикассо от Москвы
Жители Петербурга встали на защиту коллекции нового западного искусства, хранящейся в Эрмитаже. Около 1500 горожан поставили свои подписи под петицией, в которой они просят министра культуры Владимира Мединского приостановить работу специалистов, оценивающих возможность передачи произведений искусства из Петербурга в Московский музей изобразительных искусств им. А.Пушкина. Подписавшиеся называют идею абсурдной, а ее возможную реализацию — опасным прецедентом, ведущим к хаосу.
Широкое обсуждение этой темы возникло внезапно. Во время "прямой линии" с президентом Владимиром Путиным глава московского музея изобразительных искусств Ирина Антонова попросила главу государства воссоздать Государственный музей нового западного искусства, наполнив его знаменитой коллекцией французской живописи конца XIX — начала XX вв., собранной московскими купцами Морозовым и Щукиным.
До 1946г. коллекция действительно образовывала отдельный музей, а затем была распределена по решению коммунистического руководства между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина. Открытая в 1956г. экспозиция третьего этажа Эрмитажа, посвященная импрессионистам, как раз наполнена шедеврами из этой коллекции.
Перемещение этих произведений стало бы трагедией для города, уверены авторы петиции, размещенной на change.ru. "После 1945-го года советские музеи и библиотеки поступило множество "трофейных" артефактов. Возвратиться к состоянию почти пятидесятилетней давности означает начать процесс бесконечного, неостановимого перетекания художественных ценностей из города в город, из страны в страну", - пишут они.
Подписавшиеся напоминают, что большинство коллекций провинциальных музеев сформировано на основе запасников Эрмитажа, Государственного Русского музея и Третьяковской галереи. "Что мешает вернуть их обратно? Почему бы не вернуть коллекцию Щукина и Морозова их потомкам – пусть решают их судьбу, отдают в музей Орсе или галерею Тейт", - говорится в петиции.
Новый глава БДТ им Г.Товстоногова Андрей Могучий, подписавшийся среди прочих под письмом, утверждает, в свою очередь, что вся эта история провоцирует раскол и распри в художественной среде и эскалацию бессмысленного противостояния Москвы и Петербурга: "Надеюсь что разум одержит победу в борьбе с амбициями и сиюминутными коньюктурными резонами".
Ранее по этому поводу уже выступал и сам глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. Во время все той же "прямой линии" с В.Путиным он дал понять, что не собирается отказываться от 200 картин. М.Пиотровский напомнил, что экспонаты были обменены на работы старых мастеров, а поэтому никакой несправедливости в этом нет. Тогда же он сказал: "Мне стыдно, что музейные дела выносятся на вот такое обсуждение с президентом".
Можно предположить, что директора музея изобразительных искусств А.Пушкина И.Антонову, которая, кстати, недавно стала главным куратором всех государственных музеев Российской Федерации, такая аргументация не остановит.
По ее мнению, восстановление музея, закрытого в 1948г. по распоряжению Иосифа Сталина, стало бы исправлением идеологической ошибки, ведь музей перестал существовать и был разобран коллегами после обвинения в формализме. В каком-то смысле И.Антонова считает возрождение музея реабилитацией после сталинских репрессий.