Одна из стратегических отраслей Ленобласти готовится к рыночному спаду

Падение грузооборота железнодорожных перевозок может серьезно ударить по бизнесу трех вагоностроительных заводов, расположенных в Тихвинском районе Ленинградской области. В Объединенной вагонной компании (ОВК, в которую входят Тихвинский вагоностроительный завод, Тихвинхиммаш и Тихвинспецмаш) говорят, что подготовились к резкому снижению спроса на свою продукцию. При этом эксперты считают, что тяжёлые времена для отрасли только начинаются — особенно трудно придется самому Тихвинскому району, для которого вагоностроение — системообразующая отрасль.
Последний год продаж
Статистика говорит, что в стране уже наблюдается профицит грузовых вагонов. В прошлом году объемы производства составили 79,6 тыс. единиц, рост — 15,5%, при этом объем продаж не превысил 75 тыс. единиц. Более того, в презентации ОВК, представленной в декабре 2019 года на Национальном промышленном форуме, говорится, что минувший год стал последним годом «высоких» продаж, в 2020 году спрос снизится до 37,7-40 тыс. вагонов в год. Незначительный рост до 45 тыс. вагонов ожидается не ранее 2026 года.
По прогнозам гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, объем продаж вагонов составит не более 30-35 тыс. единиц. «По данным самих производителей, они могут сохранять свои объемы производства при спросе не менее 30-35 тыс. вагонов в год. Получается, в этом году заводы буквально «ходят по грани», в таких условиях планировать свою работу достаточно сложно», — отмечает эксперт, добавляя, что в первом квартале активно идет производство и реализация вагонов по контрактам, заключенным еще в прошлом году, но уже во втором полугодии объемы продаж, скорее всего, сократятся.
Вслед за спросом будет падать и предложение. По оценкам заместителя начальника аналитического отдела УК «ЛМС» Дмитрия Маркова, в ближайшие годы можно ожидать снижения объёма производства грузовых вагонов в России примерно на треть.
Главная причина сложившейся ситуации — падение железнодорожного грузооборота. За 2019 год он упал в РФ на 1%, в то время как РЖД планировало рост в 2%. По прогнозу Павла Иванкина, рассчитывать на рост грузооборота в 2020 году не стоит. Аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев полагает, что в этом году сокращение грузоперевозок продолжится. Кроме того, за последние годы большинство грузоперевозчиков приобрели достаточное количество современного подвижного состава (больше им пока не нужно), добавляет Дмитрий Марков.
Экономика региона
Эксперты говорят, что сокращение объемов производства вагонов негативно скажется на положении северо-восточных районов Ленобласти, для которых тихвинские заводы являются системообразующими.
Сегодня ОВК — один из крупных работодателей и налогоплательщиков в Ленобласти. На холдинг приходится 26,4% выпуска вагонов в стране, отмечает Алексей Калачев.
«Совокупная выручка предприятий ОВК — около $1 млрд в год, что составляет 4,7% от валового регионального продукта Ленобласти; заводы имеют значимое влияние на экономику региона», — добавляет Дмитрий Марков, аналитик УК ЛМС.
Выход вовне
Сами производители уверены, что для предотвращения «кризисных явлений» в транспортном машиностроении необходимо обеспечить рост поставок на внешние рынки. В презентации ОВК, например, говорится что в 2019 года экспорт группы составил около $53 млн при производстве в $1,2 млрд, и при благоприятной ситуации он может вырасти до $176 млн к 2024 году.
«ОВК планирует увеличивать экспорт в страны Северной Америки, Европу, страны СНГ, в Африку и на Ближний Восток. Рост внешних поставок частично компенсирует снижение спроса в России», — говорит, в свою очередь, Дмитрий Марков.
По мнению главы «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, экспортные возможности для компании открывает девальвация рубля. «У ОВК уже есть опыт поставки литья в США в 2018 году. Сейчас, когда вагоны и литье ОВК по ценам более конкурентоспособны, чем продукция из ЕС, США и Китая, компания сможет нарастить экспорт литья в США, вагонов — в Польшу, Германию, страны Балтии», — поясняет эксперт.
Окно возможностей
Он также отмечает, что ОВК, которая специализируется на выпуске подвижного состава с увеличенной грузоподъемосотью — полувагонов, находится в более устойчивном положении, нежели другие производители вагонов с типовым парком. «Ухудшение эксплуатационной обстановки на сети и инфраструктурные ограничения на БАМе повышают востребованность полувагонов с увеличенной осевой нагрузкой, которые производит «ОВК», — говорит он.
Другие собеседники РБК Петербург заявляют о пользе от пересмотра «линейки товаров». «Можно сокращать выпуск полувагонов, по которым профицит наиболее высокий, и увеличивать выпуск платформ для растущего рынка контейнерных перевозок», — полагает Алексей Калачев.
В самом ОВК также возлагают надежды на новое поколение продукции. «В условиях повышенной конкуренции за груз и снижения доходности перевозок все большее значение приобретает выбор подвижного состава. А с учетом текущего снижения мировых цен на ключевые грузы повысить маржинальность перевозок и увеличить работоспособность парка могут только вагоны нового поколения. Рынок в целом стал более зрелым, и на первый план выходит эффективность и качество подвижного состава. Выбор операторов и грузовладельцев будет проходить среди эффективных вагонов и по справедливой цене. Таким образом, мы ожидаем дальнейшего смещения фокуса внимания в сторону вагонов нового поколения», — отмечает Борис Мягков, заместитель генерального директора по коммерции и маркетингу ОВК.
По его словам, ближайший год у компании «законтрактован», т.е. она «заходит на полосу низкого спроса на подвижной состав» уже с портфелем заказов. «Это значит, у нас образуется временной лаг, так называемое окно возможностей, через которое мы сможем предложить рынку новые продукты», — добавляет Борис Мягков.
Надежда на восток
Что касается грузооборота, от которого напрямую зависит вагоностроительная отрасль, то, по словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, стимулировать его рост в перспективе может доставка грузов в восточном направлении.
«Но пока пропускная способность железнодорожных магистралей, таких как БАМ и Транссиб, не позволяет нарастить объем перевозок. РЖД обнародовали планы по модернизации этих магистралей и увеличению их пропускной способности, после чего грузопоток на восточном направлении, несомненно, увеличится. Но это произойдет нескоро», — говорит он.