Сеть «Лента» запускает новый розничный проект
Сеть «Лента» обратилась в Роспатент с просьбой зарегистрировать новую торговую марку — «Лента Эконом». В базе Федерального института промышленной собственности разместили заявку компании. Ставку на развитие бюджетного формата в последнее время делают как федеральные торговые сети, так и местные игроки, реагируя на стремление покупателей максимально сократить расходы на продовольствие.
Запуск пилота
«Регистрация нового товарного знака необходима для запуска пилота, который подразумевает переформатирование некоторых существующих гипермаркетов», — пояснили РБК Петербург в службе по связям с общественностью и государственными органами компании «Лента».
К развитию собственного проекта магазинов эконом-класса торговую сеть подтолкнуло снижение покупательной способности населения. «В четвёртом квартале 2022 года «Лента» продолжила фиксировать изменение модели потребительского поведения, преимущественно обусловленное снижением реальных располагаемых доходов и потребительской уверенности населения <… > На сегодняшний день покупатели «Ленты» склонны к приобретению товаров более низкого ценового сегмента, а также к сокращению расходов на крепкий алкоголь и непродовольственные товары, включая бытовую технику, детские игрушки и сезонные непродовольственные товары», — было сказано в последней отчетности компании.
Генеральный директор «Ленты» Владимир Сорокин, подводя итоги 2022 года, заявлял, что покупатели переходили на более дешёвые товары. Компании пришлось подстраиваться под этот тренд и менять ассортимент. «Мы расширили линейку товаров в более низких ценовых сегментах, активно работали с промо и персональными предложениями для наших клиентов», — отмечал он.
Пилотный проект дискаунтеров «Ленты» под отдельным брендом «365+» был запущен в январе 2021 года. Первые торговые точки в таком формате были открыты в Новосибирске и Барнауле. Сообщалось, что оба магазина имеют торговую площадь примерно 375 кв. м, их ассортимент насчитывает 1 300 товарных позиций, из них 60% приходится на собственные торговые марки (СТМ) компании. За два года, судя по информации с сайта компании, новых магазинов «365+» открыто не было.
Перспективный формат
Формат магазинов низких цен один из самых быстрорастущих на российском рынке. Ставку на дискаунтеры делают и основные конкуренты «Ленты». Так, сеть «Магнит» собирается почти в пять раз увеличить число своих дискаунтеров под брендом «Моя цена» в Петербурге и Ленобласти в 2023 году. О планах открыть в течение года более 50 таких торговых точек в городе и области сообщила директор Северо–Западного округа компании «Магнит» Ольга Колганова. К концу 2022 года сеть дискаунтеров «Магнита» достигла 700 магазинов в 63 субъектах России. Заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит» Руслан Исмаилов заявлял, что компания рассматривает дискаунтеры как крупный сегмент своего бизнеса в будущем.
X5 Group открывает магазины в формате дискунтер под брендом «Чижик» с 2020 года. По данным компании, в 2022 году чистая выручка «Чижика» выросла в 12 раз по сравнению с предыдущим годом и составила около 36 млрд руб., а число магазинов увеличилось в семь раз до 517. Главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман называл формат дискаунтеров «привлекательным для покупателей, ищущих лучшее ценовое предложение в условиях роста продовольственной инфляции». В X5 Group также заявляли о планах ускорить открытие магазинов «Чижик» в 2023 году.
В Петербурге формат дискаунтера представлен и местными игроками. Сеть «Семишагофф», по информации на сайте компании, открыла в 2022 году 20 магазинов. Сейчас, по данным 2 ГИС, у этого ретейлера 154 точки продаж в городе и области. Осенью прошлого года в Мурино и Кудрово открылись первые магазины новой сети дискаунтеров «Ценбери». Это новый проект Александра Мышинского и Павла Ключника, совладельцев сети универсамов «РеалЪ» (более 70 в Петербурге). О планах по выходу в Петербург заявляла также сеть жёстких дискаунтеров с Урала «Доброцен», у которой уже работают несколько магазинов в Ленобласти.
Справка
Компания «Лента» была основана в 1993 году в Петербурге. По состоянию на 31 декабря 2022 года под управлением «Ленты» находилось 259 гипермаркетов, 561 супермаркет и магазин «Мини Лента» общей торговой площадью почти 1,79 млн кв. м в более чем 200 населенных пунктах России. Компания располагает 14 распределительными центрами по всей России. В 2022 году продажи выросли на 11,1% год к году до 537,4 млрд руб. Розничные продажи достигли 530,2 млрд руб., увеличившись на 11,4% год к году. Сопоставимые продажи (LFL) выросли на 2,3%, в то время как LFL-средний чек увеличился на 5,0%.