Игроки рынка: «В Петербурге закроется каждый пятый фитнес-клуб»
К 2024 году доля россиян, занимающихся спортом, должна составить не менее 55% — такую задачу поставил президент РФ в своих майских указах. Путь предстоит немалый — сейчас число жителей России, которые занимаются, например, фитнесом, — не превышает 5%. Среди конкретных шагов государства — поправки в Налоговый кодекс, которые позволят получать налоговые вычеты на занятия спортом (как ранее писал РБК, их подготовка уже началась). Кроме того, в Госдуме в октябре прошлого года на нулевых чтениях были приняты поправки в 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», которые должны задать профессиональные стандарты для фитнес-клубов и их сотрудников (в случае их принятия, для коммерческих компаний они станут обязательными в 2020-2021 годах).
Опрошенные РБК Петербург участники отрасли признались, что с тех пор судьба законопроекта им неизвестна. Однако они рассказали, как новая норма в случае принятия отразится на рынке фитнес-клубов и кто станет готовить «тренеров для обычных людей».
Ольга Киселева, руководитель сети World Gym в России, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии:
«Ключевая поправка, которая внесена в закон «О физической культуре и спорте в РФ», связана с определением понятия «фитнес», которого до настоящего времени в нормативной базе просто не было. Новый закон поможет четко определить, какое количество специалистов работает в отрасли и какое количество клиентов в фитнес-индустрии обслуживается — т.е. получить более объективную картину ситуации. Например, сейчас коммерческие оценки развития фитнес-индустрии и данные государственной статистики расходятся кардинально.
В любом случае структурирование деятельности в фитнес-индустрии и внедрение четких стандартов поспособствуют очищению рынка от недобросовестных участников. Например, серьезной проблемой в отрасли является предпродажа абонементов в фитнес-клубы с последующим неоткрытием и банкротством проектов. Запуск проекта и продажи карт в рамках пресейла — это бизнес-модель отрасли, так работала фитнес-индустрия всегда. Но когда этим пользуются недобросовестные люди, важна активная позиция органов власти, правоохранительных органов и участников индустрии, поскольку нереальность нового проекта можно увидеть довольно быстро. Но бывают ситуации, когда подобного рода прецеденты происходят не из-за недобросовестности людей, а в связи с тем, что инвесторы неправильно рассчитали объем требуемых первоначальных инвестиций и им просто не хватает средств на запуск. И в этом плане большая прозрачность отрасли, понимание базовых основ работы фитнес-клубов будет способствовать снижению числа таких прецедентов.
Что касается профессиональных стандартов в фитнесе, то у их отсутствия есть серьезные негативные последствия. Люди, которые занимаются тренировочным процессом, очень часто не имеют не то что базового физкультурного образования, а иногда и стандартного. Зачастую это ребята, которые достигли каких-то успехов в спорте и решили стать фитнес-инструкторами. В итоге они работают без знаний физиологии, анатомии, биомеханики, а тренируют, ориентируясь на стандарты, принятые в спорте и направленные на серьезные спортивные достижения. В лучшем случае клиент просто не достигнет реально стоящих перед ним целей, в худшем — получит серьезные проблемы со здоровьем. Когда мальчик-бодибилдер 25-28 лет тренирует женщину в возрасте 45 лет таким же образом, как тренировался сам, это может крайне негативно сказаться на ее здоровье. Поэтому индустрия в целом и особенно крупные игроки выступают за прозрачность действий в тренировочном процессе.
Безусловно, сегодня у нас недостаточно учебных заведений, которые готовят тренеров. До сих пор нет специальных программ бакалавриата и уж тем более магистратуры по подготовке специалистов в области фитнеса. Физкультурные вузы готовят спортсменов или тренеров спортсменов. Поэтому, конечно, принятие профессиональных стандартов повлечет за собой необходимость изменения образовательных программ. Сейчас тренерский состав для фитнес-отрасли готовят коммерческие образовательные структуры, которые давно на рынке. Например, в Москве это Ассоциация профессионалов фитнеса. Думаю, именно за такими центрами будущее. Ведь изменение структуры вузов и образовательных программ — процесс долгий. А коммерческие организации смогут готовить специалистов в рамках принимаемых стандартов, что поможет быстро обеспечить достаточное количество квалифицированных кадров».
Алексей Ковалев, президент холдинга Alex Fitness:
«Несмотря на тот факт, что российский рынок фитнес-индустрии начал формироваться еще в начале 90-х, он имеет ряд нерешенных вопросов. Например, одни из самых острых проблем на сегодняшний день — использование непригодных помещений подвального типа, с плохой вентиляцией, а также недостаточная квалификация инструкторов. Мы часто сталкиваемся с недовольством клиентов, вызванным некачественной работой других фитнес-клубов. Часто негатив вызывает работа недобросовестных тренеров, которые хотят заработать на клиенте — бывают случаи, когда результатов тренировок не видно, но тем не менее тренер уверяет в правильности своей методики; или когда неправильный инструктаж по использованию тренажеров приводил к травмам.
Одна из задач новой нормы — определить, кто является добросовестным участником рынка, а кто — нет. Тренд на здоровый образ жизни влечет за собой рост спроса. Спрос рождает предложение, к сожалению, не всегда качественное. Совершенно точно, что после принятия поправок к закону окажется, что 30-40% от общего количества клубов не соответствуют закону. Думаю, половина из них «доработает» несоответствия. Остальные — вынуждены будут закрыться.
Надеюсь, что работа над законом позволит ускорить темпы роста отрасли, урегулировать качество услуг и вывести рынок как минимум до значений развитых фитнес стран. Есть лидер рынка, самый яркий и большой — это Северная Америка, где фитнесом занимаются 15-18% населения (причем этот рынок развит и в США, и в Канаде, и в Мексике). В Европе фитнесом занимаются около 12% населения. А в России, по разным подсчетам, 3-5%. Если говорить о конкретных городах, то, например, в столицах фитнеса — Лондоне и Нью-Йорке — около 40% жителей являются клиентами фитнес-клубов. А в Москве, которая является лидером российского рынка — примерно 10%. Это говорит о том, что нам еще предстоит как минимум трехкратное увеличение рынка.
С точки зрения образования, наши вузы готовят огромное количество специалистов, которые имеют право работать инструктором и тренером. Вопрос заключается в адаптации этих специалистов для работы с клиентами в фитнес-клубе. Фитнес-инструктор обязан не только владеть методиками тренировок, но и обладать знаниями в области анатомии, медицины, психологии. С внесением правок должны измениться и требования к обучающим центрам. Должен быть контроль стандартов обучения и поддержка на государственном уровне, например, в виде открытия новых факультетов в высших учебных заведениях».
Мнения спикеров могут не совпадать с позицией редакции.